Политолог: России придется смириться с размещением ПРО в Европе

Читати цю новину російською мовою
Политолог: России придется смириться с размещением ПРО в Европе
Российские военные рассматривают ПРО исключительно как технологию, которая направлена против России. Но многие в России понимают, что противоракетную оборону надо рано или поздно создавать.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, что Россия и США завершили основную часть переговоров по СНВ. Относительно сроков подписания договора Нестеренко сказал, что «официальной договоренности на этот счет нет»: решение об этом может быть принято только президентами России и США, и Барак Обама и Дмитрий Медведев собираются сделать это в самое ближайшее время.

Между тем американская газета The New York Times со ссылкой на собственные источники в администрации США опубликовала детали проекта нового российско-американского соглашения о сокращении ядерных арсеналов. Так, стороны решили снизить лимит оперативно-развернутых стратегических боеголовок более чем на четверть, а лимит носителей — наполовину. Таким образам в последующие семь лет Москва и Вашингтон сократят количество ядерных боеголовок с нынешних 2,2 тыс. до 1,5 тыс., а количество средств доставки — с нынешних 1,6 тыс. до 800 единиц.

Но главное – Россия не добилась основной уступки: США не дают никаких обязательств по ПРО. Как стало известно изданию, в преамбуле проекта соглашения признается связь между наступательными вооружениями и противоракетной обороной, как того требовала российская сторона, но все изложено не в юридически обязывающих терминах. Таким образом соглашение никак не ограничит планируемое размещение элементов ПРО США в Европе.

Можно ли считать новую версию договора поражением России и триумфом США, рассуждает немецкий политолог-международник, член Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар.

– Александр, Штаты все же переиграли Россию?

– Я думаю, договор можно только испортить, если начать сводить к тому, кто выиграл и кто проиграл. Все переговоры по СНВ никогда в прошлом не были связаны с проблемой ПРО. Она возникла как тема два года тому назад: Россия попыталась вопрос о неразмещении ПРО на территории Европы включить в договор по СНВ.

Частичные успехи по нераспространению ПРО в Европе у России все-таки есть. Не будет ПРО в Польше, Чехии. А то, что будет в Румынии и Болгарии через пять лет – это совершенно другие формы ПРО, думаю, несерьезные по сравнению с тем, что могли бы поставить. Еще очень важно, что вопрос ПРО не закрыли, там открыто пространство для совместного строительства противоракетной обороны.

 – Но вот наши эксперты как один твердят, что размещение ПРО в Европе нас ослабит – не хватит сил на ответный ядерный удар, разве нет?

– Это российские военные рассматривают ПРО исключительно как технологию, которая направлена против России. На самом деле, многие в России понимают, что противоракетную оборону надо рано или поздно создавать. Если такие государства, как Иран будут иметь возможность свои ракеты запустить в Европу, ничего хорошего не будет. Сейчас это нереально, но пройдет время, и это может стать реальностью.

 – России выгодно закрыть тему содержания «лишних» ракет с ядерными боеголовками?

– Закрыть тему России выгодно. Можно сократить ядерные арсеналы и часть ракет, на содержание которых нужно много денег. Этих денег сегодня нет, их можно пустить на другие объекты, другие программы, в том числе невоенные. Но Россия, конечно, в одностороннем порядке делать этого не хотела, она хотела, чтобы Америка пошла на уступки. Штаты пошли на уступки, и сейчас можно говорить об открытии новой главы в завершении процесса холодной войны. В конечном итоге, все это идет на пользу мира.

 – Что значит новый договор по СНВ для мира?

– Очень важно, что укрепляя этот режим разоружения, и Америка, и Россия – главные супердержавы, обладатели ядерного оружия – послали другим государствам, таким как Иран, Северная Корея, Китай, четкий сигнал: они разоружаются, поэтому и другие государства, пожалуйста, не вооружайтесь. Это новый сигнал, который никогда до этого не посылался. С этой точки зрения договор по СНВ – очень важный документ для подписания.

 – Обама на договоре по СНВ поднимет свой рейтинг?

– Сам договор СНВ не имеет больше такой популярности, как в советское время. В нем нет драматургии, всем понятно, что холодная война закончилась, что этот договор отрабатывает процесс конца холодной войны, который произошел 20 лет назад. Поэтому много очков Обама на нем не завоюет. Но если Америка будет делать акцент на то, что благодаря новому договору по СНВ появились новые возможности прекратить развитие ядерного оружия в третьих странах, это будет рассматриваться как успех.

– А Медведев поднимет?

– И Обама, и Медведев – если российский президент тоже сумеет объяснить у себя в стране пользу от договора для поддержания режима нераспространения ядерного оружия.

Генерал Макаров против

Новый договор предусматривает радикальное сокращение с обеих сторон носителей в пределах от 500 до 1100 единиц, а связанных с ними боеголовок — от 1500 до 1675 единиц. Российские претензии связаны с тем, что США отказываются включить вопрос о ПРО в новый Договор о стратегических наступательных вооружениях. Начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров отмечает, что Договор готов процентов на 95%, осталось согласовать некоторые моменты — в том числе, получить для нас принципиальное согласие американцев на включение в Договор проблематики ПРО. По его словам, необходимость включения вопроса о ПРО в Договор об СНВ связана с планами США развернуть элементы системы противоракетной обороны в Польше, Румынии, Чехии и Болгарии.

Макаров заявляет, что включение вопроса о ПРО отвечает национальным интересам России, и российская делегация на переговорах будет отстаивать свою принципиальную позицию по данному вопросу. «Возможность и сроки подписания нового Договора будут зависеть, в первую очередь, от готовности сторон учитывать взаимные интересы друг друга», — заявил Макаров.

По словам генерала, новый Договор об СНВ должен укрепить паритет между США и Россией в области ядерного оружия, но, в связи с отсутствием отдельного договора по ПРО США, развивая эту систему, смогут сместить баланс сил в свою пользу. «Несмотря на то, что ПРО — оборонительная система, ее развитие фактически означает новый импульс в гонке вооружений», — отметил Макаров.

В свою очередь американские издания пишут, что подписание договора СНВ-2 станет первой внешнеполитической победой Обамы. The Washington Post считает, что «наконец-то президент США оправдает свою Нобелевскую премию мира, которая была выдана ему авансом».

Газета также приводит мнение аналитиков, указывающих не стремление Обамы как можно скорее подписать этот договор. «Осенью 2010 года состоятся довыборы в Сенат, на которых наибольшие шансы на победу имеют республиканцы. В таком случае в Сенате станут преобладать республиканцы, а они уже сейчас заявляют, что сделают все возможное, чтобы не ратифицировать договор. В частности, республиканцы наставивают и на размещении американской ПРО в Восточной Европе. Ратификация договора требует 67 голосов, и Обаме так и так придется договариваться с республиканцами», — сообщает The Washington Post.

А газета The Cristian Science Monitor указывает, что этот договор наконец-то, впервые после встреч на высшем уровне Джорджа Буша-ст. и Михаила Горбачева, даст России почувствовать себя тоже сверхдержавой. «По крайней мере она (Россия – «СП») сверхдержава в ядерной области. Это ощущение русскими очень важно для Америки. Ведь на повестке дня еще давление на Иран по поводу его ядерной программы. США будут надеяться, в обмен на этот договор, что Россия окажет еще большее воздействие на Иран », — предполагает газета.

Источник: «Свободная пресса»

Источник: Власти.нет

  • 35
  • 26.03.2010 10:14

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода