Киргизия на пороге войны между Севером и Югом

Читати цю новину російською мовою
Киргизия на пороге войны между Севером и Югом
Экспериментом по созданию демократии в Центральной Азии бесповоротно покончено. Сегодня на карту поставлено само существование Киргизии как единой и хотя бы относительно стабильной страны.

Увенчается ли успехом новая революция в Киргизии или нет, ее точно не назовут «тюльпановой». Уж слишком много уже пролито крови. Новости из республики напоминали в среду фронтовые сводки: захваты и контрзахваты зданий госадминистраций и телеканалов, кровавые побоища на улицах городов, массовое мародерство и всеобщая паника. На момент подписания номера ни у кого, включая самых высоких чиновников в Москве, не было уверенности: падет ли президент Курманбек Бакиев или удержится. Но ясно одно: с экспериментом по созданию демократии в Центральной Азии бесповоротно покончено. Сегодня на карту поставлено само существование Киргизии как единой и хотя бы относительно стабильной страны.

“Делиться надо” ― нынешние проблемы Киргизии вызваны нежеланием президента Курманбека Бакиева действовать в рамках этой старой как мир формулы. В известной степени Бакиев повторил судьбу своего предшественника на посту президента Аскара Акаева. В 1990 году Акаев начал свою карьеру на посту главы Киргизии как миротворец, сумевший найти место во власти для представителей всех основных кланов республики. Но к 2005 году Аскар Акаевич потерял нити управления кланами и ласточкой вылетел из президентского кресла. Но урок Акаева явно не пошел впрок Бакиеву.

В отличие от всех остальных республик Средней Азии в Киргизии нет традиции сильной единоличной президентской власти. Республика расколота на север и юг. Придя к власти пять лет тому назад, южанин Бакиев первоначально включил в свою команду многочисленных представителей севера. Но мало-помалу все они оказались выдавленными из власти.
 
К 2010 году всем стало очевидно: президент Бакиев намерен сделать Киргизию стандартной среднеазиатской республикой ― страной, в которой вся власть и самые значимые куски собственности принадлежат президентской семье. Бог не обидел Бакиева родственниками. Его любимый сын Максим возглавляет агентство по развитию ― параллельное правительство республики, которое все считают более влиятельным, чем официальный кабинет министров. Прочие родичи президента занимают ключевые посты в силовых структурах и прочих важных конторах. Пошли даже разговоры, что Курманбек Бакиев планирует передать власть по наследству своему сыну Максиму.
 
Почему Бакиев рискнул пойти на нарушение кланового баланса в стране? Скорее всего, он неправильно оценил причины падения своего предшественника. Президент Акаев был мягким интеллигентным человеком, не готовым к применению силы. Президент Бакиев ― человек без комплексов. Сила ― единственное, что вызывает уважение в среднеазиатской политике. Мастер политической интриги Бакиев никогда не колебался использовать против своих противников все имеющиеся средства.
 
Но власти в столице Киргизии Бишкеке забыли, что людей опасно припирать к стенке. Северных политиков не только лишили влияния и должностей. В последнее время по Киргизии и даже за ее границами прокатилась волна таинственных смертей. Бывший глава президентской администрации удивительным образом сгорает в новой японской автомашине. Близкий к верхушке оппозиции журналист падает из окна верхнего этажа в Алма-Ате. Оказавшись в отчаянной ситуации, противники Бакиева решили действовать.
 
Сказать, кто кого победит в Киргизии, чрезвычайно трудно. Президент Бакиев уже не раз оказывался на грани полной политической катастрофы, но каждый раз в самый последний момент умудрялся переигрывать своих врагов. Но нынешняя конфронтация в республике отличается от всех прошлых кризисов. Она даже многократно опаснее, чем тюльпановая революция пятилетней давности.
 
Президент Бакиев обидел очень многих на своем родном юге. Но нетрудно заметить, что сейчас бунтуют прежде всего северные регионы. Если постоянно тлеющий конфликт между севером и югом перейдет в полноценную гражданскую войну, то никому мало не покажется. Что такое гражданская война в ее среднеазиатском варианте, мы уже проходили на примере Таджикистана в начале 90-х. В республике творились просто неописуемые зверства.

Отдельная тема ― роль в киргизских событиях иностранных государств. Пять лет тому назад США были как минимум очень не против свержения Акаева. Сейчас оппозиция всячески намекает, что она пользуется скрытой поддержкой Москвы. В российской столице это горячо опровергают. И это правильно: в киргизской сваре Россия должна выступать только в роли миротворца и друга всех политических и клановых сил республики.
 
Да, поведение Бакиева по отношению к Москве было как минимум небезупречным. Второй президент Киргизии фактически втемную использовал Россию в качестве рычага для выбивания из американцев дополнительной платы за право военного использования аэропорта в Бишкеке. Но по большому счету мы подставились сами. При всех недостатках Бакиева он не является неприемлемым партнером для Москвы.
Для Москвы по большому счету неважно, как зовут президента Киргизии. Любой человек на этом посту ― если он не полный безумец ― будет пытаться сохранить нормальные отношения с Россией, ведя при этом сложную игру и с другими мировыми центрами силы. Но для России исключительно важно, чтобы в Киргизии сохранялось хоть какое-то подобие стабильности. Если республика превратится в провалившееся государство, то хаос может начать медленно распространяться по всей остальной Средней Азии. Наш Северный Кавказ уже и так пылает. Появление еще одного фронта борьбы с исламским фундаментализмом (хаос для него идеальная питательная среда) ― удовольствие, которого нам надо избежать любой ценой.

Источник: «Московский комсомолец»

Источник: Власти.нет

  • 138
  • 07.04.2010 20:48

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода