Что общего между Януковичем и Тони Блэром, или Зачем нам геополитика?

Читати цю новину російською мовою
Что общего между Януковичем и Тони Блэром, или Зачем нам геополитика?
Положение науки геополитики в нашей стране сейчас напоминает ситуацию с генетикой в СССР в эпоху «лысенковщины». Новая волна ее популярности в мире, спровоцированная Фукуямой и Хантингтоном на заре 90-х годов прошлого столетия, уверенно…

Положение науки геополитики в нашей стране сейчас напоминает ситуацию с генетикой в СССР в эпоху «лысенковщины». Новая волна ее популярности в мире, спровоцированная Фукуямой и Хантингтоном на заре 90-х годов прошлого столетия, уверенно обходит Украину стороной.

Происходит это, прежде всего, из-за того, что геополитическая осведомленность населения противоречит интересам всех ведущих политических сил страны, участвующих в распределении власти.

В советское время геополитика у нас официально считалась буржуазным учением, с фундаментально идеалистических позиций обосновывающим экспансию империалистических государств. В западном мире отношение к ней тоже поначалу было очень осторожным (особенно после использования некоторых постулатов в своей политике нацистами), но впоследствии именно там она стала восприниматься как наука, а не междисциплинарная концепция, и именно на Западе, в США, возникла новая, по сути, возрожденная школа современной геополитики.

Геополитика в Украине не для масс – среднестатистический гуманитарий не займется ею ввиду бесперспективности такого начинания. У нас на геополитические темы высказываются преимущественно два типа людей: симпатичные, «европейские» (терминология объекта) молодые люди, имеющие на фюзеляже уже не по одному «подбитому» гранту (в основном «проповедники» фукуямовской мировой либеральной революции), и непоколебимо российствующие (иногда для виду еще и славянствующие) бородачи-хоругвеносцы. Исключения редки, точнее единичны. Призывы «Свободы» и подобных этнократических сил к построению государства, мода на которые прошла к середине ХХ века, серьезными считать нельзя, и вызывают лишь желание сказать им громко на ухо – «але, мы из будущего!»

В России, к примеру, происходит стремительная популяризация геополитического знания. Как грибы после дождя вырастают многочисленные фонды, исследовательские центры, аналитические агентства, цель которых является культивирование геополитического мировосприятия среди самых разных слоев населения, естественно, в ракурсе современной российской геостратегии – так называемого, «Русского мира». Придает лоска неоимперской или евразийской (тут уж как у живого классика Леонтьева, «как лодку не назови, все равно не утонет») доктрине ее претензия на глобальность и универсальность – мол, проекту Российско-Евразийской империи есть, что предложить не только и не столько русским и русскоязычным, а всем обитателям Евразийского Хартленда.

Подробно об этом можно прочитать у главного вдохновителя современной кремлевской геополитики – одиозного Александра Дугина. Читая, тяжело удержаться от мысли, что в отношении культурно-философской составляющей Дугин просто таки реинкарнация основоположника украинского интегрального национализма Дмитрия Донцова – те же Воля, иррационализм, мистицизм, в общем, ницшеанская метафизика. Пока что российская евразийская доктрина выглядит достаточно монолитной и действительно привлекает немало последователей не только в России и на постсоветском пространстве. Но в будущем можно прогнозировать раскол в рядах ее сторонников на ортодоксальных евразийцев-«гумилевцев» и русских этнократов.

Особенностью геополитики и ее ярким отличием от других наук является теснейшая взаимосвязь с практической, «реальной» политикой. Здесь, как в народной мудрости про трезвого и пьяного: что у правителей на уме, то у геополитиков на языке. Именно поэтому «антигеополитичность» сегодняшней и предшествующей власти и общества являются залогом того, что международная политика Украины не является и не будет адекватной ее возможностям и потенциалу.

Государство, декларируя свое право на собственную геополитику, обязано разрабатывать и предпринимать деятельность, направленную на реализацию своих геополитических целей – то есть осуществлять геостратегию. Украина отказалась от своей геостратегии практически сразу после обретения независимости, отказавшись от ядерного оружия без каких-либо практических гарантий, выгод или компенсаций со стороны стран-бенефициаров – России и США. С тех пор прошло немало времени, меняются первые лица Украины, а наша страна продолжает свой аттракцион невиданной щедрости: то уран американцам, то россиянам аренду базы в духе футуризма. А ядерное оружие – это не то, что можно вернуть в любой момент, даже при желании и возможности. Для нас точка невозврата пройдена и, трезво оценивая сегодняшние возможности геополитического положения, которое Украина могла обрести в первые годы независимости, в обозримом будущем она не достигнет.

Фундаментализированная мертворожденная евроинтеграция Ющенко отходит в прошлое. На смену ей приходит новая многовекторность, фактически – геостратегическая безответственность. Пока что, несмотря на созвучность с принципом, провозглашенным Леонидом Кучмой, она отличается гораздо большей, порой радикальной, лояльностью к России и всему российскому. Складывается впечатление, что российские руководители и идеологи сами не ожидают, какую очередную любезность преподнесет им украинская власть. Вспоминается незабвенный Попандопуло: «Грынь, ну почему я в тебя такой влюбленный?!»

Я не говорю, что с Россией не надо дружить или сотрудничать, более того, я уверен, что иногда ей можно и нужно потакать и идти на чувствительные уступки. Но делать это так безоглядно? Одна из заповедей внешней политики: ты (политик) временен, национальные интересы – постоянны. Где гарантия, что в 2017 году действующий Президент не будет обозревать небо в клеточку и друзей в полосочку, а к 2042 году человечество не откажется от газа как вида топлива?

У Януковича были все шансы (а у меня даже надежды на это) сразу после избрания показать себя самостоятельной внешнеполитической фигурой, а не становится постепенно енакиевским Тони Блэром. Кремль не ожидал его победы: там все-таки больше верили в Тимошенко. На YouTube есть ролик с интервью уже упомянутого Дугина после того, как стали ясны итоги второго тура. Захлебываясь бородой, он ошарашено расточал комплименты украинскому народу за мудрость и политику, которого раньше называл «бабой» в противовес «мужику» Тимошенко, и в отношении которого говорил, что его избрание не принесет больше выгоды России, чем президентство Ющенко.

Геополитика нужна Украине не меньше, чем Украина нужна геополитике. Нужна не только узкому кругу политиков и интеллектуалов – нужна обществу, хотя бы для того, чтобы думать своим умом, а не мерять свою страну импортированными в 2004 году искусными наработками западных и восточных политтехнологов.

Антон Шевченко

Источник: Фраза

  • 42
  • 16.06.2010 11:10

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода