Ребята, почему вы «козлы»?

Читати цю новину російською мовою
Ребята, почему вы «козлы»?
Представьте на секунду, что футбольный клуб ЦСКА вызывает пресс-конференцию и делает сенсационное заявление: администрация ЦСКА, принимая во внимание устойчивость прозвища, решила переименовать свой коллектив в ПФК «Кони»…

Представьте на секунду, что футбольный клуб ЦСКА вызывает пресс-конференцию и делает сенсационное заявление. Принимая во внимание устойчивость прозвища, дарованного армейцам соперниками, — заявляет клуб ЦСКА – а так же тот факт, что эта кличка в общем и целом отражает игровой стиль и физические качества игроков, администрация ЦСКА приняла решение переименовать свой коллектив в ПФК «Кони».

И вот уже в следующем туре рубятся в дерби московские «Мясо» и «Мусора», в Питере процветает «Зинидушко», железнодорожники размышляют над тем, как бы им получше зашифровать словосочетание «В России лучший коллектив… », а новое название нальчикского «Спартака» попадает под запрет как Минсвязи, так и общества зашиты прав животных.

Представить это, я понимаю, непросто. А все дело в том, что в России не привыкли давать командам названия в честь оскорблений, похвалы и прочих взрывных эмоций. Помнится, в СССР еще можно было откопать, например, кишиневский «Авынтул» («Вперед!»), но даже и такому расхожему кличу предпочитали что-нибудь более официозное, вроде «авангардов», «зари» и «буревестников». И на всю огромную державу – ни одного ФК «Молодцы», никаких ХК «Порвем!», и уж точно без всяких там, боже упаси, РШВСМ «Костоломы».

А между тем в Соединенных с божей помощью Штатах Америки играет футбольная команда под названием «Козлы». Причем, не просто «Козлы», а «Козлы Ю-Эс-Эй»! Вот провалиться мне на этом месте, если вру… Впрочем, сейчас, возможно, кто-то из вас вспомнит первую часть нашей эпопеи, где упоминался клуб «Бараны» из Сент-Луиса, и скажет, что ничего удивительного тут нет. Раз уж «баранами» американца не оскорбить, то мирными и полезными в быту «козлами» — тем более.

Вы будете абсолютно правы. За одним исключением. Речь идет не об американцах, а о мексиканцах и, соответственно, об испанском языке. Дело в том, что команда МЛС из Лос-Анджелеса под названием «Чивас Ю-Эс-Эй» — американский филиал известного в Мексике клуба «Гвадалахара». А известна «Гвадалахара» в Мексике обычно под своим прозвищем Chivas — «козлы». Причем именно «в этом смысле».

Это прозвище самый популярный мексиканский клуб получил в 1940-е годы, когда еще не был таким уж популярным и играл довольно паршиво. За неудачную и часто комически непрофессиональную игру команду прозвали «чивас бринконас» («прыгающие козлы»). Как это иногда бывает ( «Кто мы?..»), оскорбление со временем переросло в знак отличия. Нынешнюю пафосную и прославленную «Гвадалахару» теперь иногда называют «Эль ребаньо саградо» — «Священное стадо». А на логотипе лос-анджелесского коллектива изображена гордая бородатая козлиная голова, здорово смахивающая на Дядю Сэма. Что, в общем, и понятно – «Ю-Эс-Эй» же.

«Козлами», однако, пантеон ругательных названий не ограничивается. В давние дополиткорректные времена, например, американцам было не слабо и загнуть фразу на предмет национальных стереотипов. Именно поэтому спортивные команды Нотр-Дамского университета (это не в Париже, а в штате Индиана) называются «Файтинг Айриш» — «Драчливые ирландцы». Нотр-Дам – университет католический, и в конце позапрошлого и начале прошлого веков его студенческий и профессорский контингент состоял главным образом из ирландцев. Потомки воинственных кельтов многотысячными толпами ринулись в Америку в середине 19-го века, когда в Ирландии был неурожай картофеля. Новая страна встретила эту оголодавшую и оборванную компанию не шибко дружелюбно, и многим пришлось влачить жалкое существование или пополнить собой богатый криминальный мир Америки. Так об ирландцах сложилось мнение как о безбашенных драчунах и горьких пьяницах – стереотип, в том или ином виде существующий и по сей день.

«Нотрд-Дам» в довоенные годы был сильнейшей командой студенческого футбола, и многие недоброжелатели называли католических юношей «Драчливыми ирландцами». Видимо, не помешала этому и печально известная драка в 1924 году между студентами Нотр-Дама и ку-клукс-кланом (эта почтенная организация не питает теплых чувств и к католикам).

В Индиане, однако, тут же вспомнили, что именно так называлась бригада армии Севера в годы гражданской войны, составленная целиком из ирландских эмигрантов. Их, бедолаг, жертв дефицита на картошку, снимали прямо с пароходов, после чего вручали в зубы американское гражданство и тут же отправляли воевать. И нет ничего удивительного в том, что именно ирландская бригада на войне была одной из самых героических. Более того, один из первых деканов университета, отец Уильям Корби, был капелланом «Драчливых ирландцев». В общем, от судьбы не уйдешь, и принял «Нотр-Дам» оскорбительную кличку, и сделал ее официальным названием.

Студентам Университета Пердю придумывать оскорбление было бы, пожалуй, даже лишним, но недруги изловчились. В 1891 году, когда пердюанцы обыграли команду из маленького университета по соседству, газетный заголовок провозгласил разгром от мясистых рук «дюжих котельщиков из Пердю». В те годы университет готовил в основном инженеров, и студентам приходилось проходить стажировку в кузнях и литейных мастерских, в том числе и за клепанием паровозных котлов. В то время работать руками в студенческой среде считалось делом зазорным, но аколиты священных стен Пердю любили выпятить свой рабоче-крестьянский гонор. В итоге, их команды стали называть себя «Бойлермейкерс» — «Котельщики».

Две бейсбольные команды зашифровали в названии и эмблеме память о былых обидах, доставленных коллегами по цеху. В 1890-м году одна питтсбургская команда исподтишка «увела» классного игрока у другой, воспользовавшись тем, что та, другая, не поторопилась внести его в заявку на сезон. Обворованный клуб обратился в арбитраж, назвав действия соперников «пиратскими». Соперники были оправданы, однако быть в роли злодеев им так понравилось, что они тут же переименовали себя в «Питтсбург Пайрэтс». Под этим названием выступают и до сих пор.

Клуб «Филадельфия Атлетикс» (ныне «Окленд Атлетикс») назван не в честь оскорбления, а в память о старой-престарой команде Филадельфийского атлетического клуба, игравшей в 19-м веке. Однако, на рукавах рубашек у игроков изображен логотип со слоном. Какое отношение имеет слон к атлетизму? Никакого, зато к истории клуба имеет. В самом начале 20-го века филадельфийская команда была убыточной, и тренер клуба «Нью-Йорк Джайантс» в интервью газетчикам как-то назвал его «Белым слоном». Эта идиома в английском означает «товар, на содержание которого уходит больше денег, чем он сам стоит». Филадельфийский владелец, которому тоже был не чужд клич: «Кто мы?..», немедленно распорядился нашить на рубашки своих игроков изображение слона.

Кстати, сам «Джайантс» (теперь эта команда играет в Сан-Франциско) тоже назван в честь прочувствованных слов, но только не ругательных, а хвалебных. После одной весьма нужной и драматической победы над «Филадельфией» главный тренер нью-йоркцев ввалился в раздевалку и растроганно воскликнул: «Мои здоровяки! Мои гиганты!»

Команды Университета Алабамы называют «Кримзон Тайд» — «Багровый поток». Это в честь одного успешного матча под проливным дождем, когда поэтически настроенный репортер описал происходившее на его глазах валяние в грязи как «багровый поток» — из-за темно-красных футболок алабамцев.

Ну а «Детройт Ред Уингз» назван в честь другого сильного чувства – ностальгии по молодости. Нынешнее название дал «Крыльям» владелец Джеймс Норрис (в честь него сейчас назван приз лучшему защитнику сезона), купивший команду в 1932 году. В юности Норрис играл за любительскую команду в Монреале, на эмблеме которой было изображено крылатое колесо (клуб был поначалу велосипедным). Норрис решил, что крылатое колесо станет прекрасным символом и для столицы американского автопрома, и назвал новое приобретение «Красными крыльями».

 

Источник: Спорт-экспресс

  • 79
  • 20.06.2010 00:22

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода