Паранджа – не мусульманское изобретение

Читати цю новину російською мовою
Паранджа – не мусульманское изобретение
На взгляд обывателя, исламские традиции кажутся непонятными и в чем-то даже неприемлемыми. При этом далеко не все закрепившиеся в обществе установки относительно внешних проявлений ислама зафиксированы в священных Писаниях.

Ислам – вторая по количеству последователей религия в России, и, как отмечает исполнительный директор Ассоциации этнографов и антропологов России А.Ярлыкапов, в разных регионах ее формы отличаются. «На Северном Кавказе у нас есть действительно несколько регионов, где наиболее полно придерживаются традиций, например в Чечне и Ингушетии», – говорит он.

Любопытно, что различные действия, которые приняты в исламе, на самом деле пришли из других культур. «Например, калым – это наследие доисламское. Это наследие тех времен, когда девушка считалась собственностью своей семьи. Семья жениха выплачивала сумму семье девушки, буквально покупая ее, – рассказывает антрополог. – А так называемая бурка, или паранджа, которая закрывает полностью женщину, является наследием иранской оседлой городской культуры, когда женщина оказывалась затворницей. Эта традиция существовала до ислама. Когда мусульмане пришли и завоевали иранский мир, иранские традиции вдруг оказались мусульманскими. Женщина не обязана закрывать лицо по исламским традициям, – продолжает эксперт. – Среди таких вот обычаев, допустим, я бы хотел назвать бытующее до сих пор в Северной Африке женское обрезание или обрезание у мальчиков. Каждый год исламские ученые Египта выдают богословское заключение, что это не исламская традиция, что это запрещается исламом. Тем не менее этой ужасной процедуре подвергаются до 90% девочек».

Стоит отметить, что с точки зрения ислама женщина абсолютно независимый и в экономическом плане человек. «Если взять пример Пророка Мухаммада, то его жена Хадиджа – она абсолютно спокойно занималась бизнесом. Она была его гораздо богаче. Более того, Хадиджа спонсировала его деятельность. И даже есть пример, когда она подарила, по-моему, 40 овец кормилице Мухаммада просто из благодарности, что она его выкормила. А мусульмане продолжают оглядываться назад и придерживаться правил, которые не имеют никакого отношения к исламу и являются наследием национальных традиций того мира, тех регионов, куда ислам пришел когда-то», – объясняет Ярлыкапов.

Если вспомнить Россию начала ХХ века, то можно увидеть, что мусульманки не закрывали своих лиц уродливой паранджой, они очень активно участвовали в жизни общества, а девочки спокойно получали образование.

«Сегодня мусульманская община в России находится в глубочайшем кризисе. Огромная проблема с лидерами, которые могли бы сориентировать людей», – говорит он. Но при этом уточняет, что лидеры – это вообще большая проблема мусульманского мира. «Это не религия соборов, на которых все решается, а религия интерпретаций. Она сильно зависит от мнения авторитетных людей. Человек может обосновать что угодно, как угодно. И, к сожалению, находятся люди, которые обосновывают в том числе и возможность терактов. В Коране четко сказано, что убийство даже одного человека равнозначно убийству всего человечества. Кроме того, имеется полный запрет на самоубийство».

В России проблемы различий в интерпретации вероучения тоже есть. Сравним Дагестан и Татарстан. В первом проблема примерно такая же, как в Израиле. Это очень жесткое разделение на ультрарелигиозную и ультрасветскую часть. Это произошло потому, что Дагестану в наследство от Советского Союза достался очень сильный светский сектор. Вместе с тем за 90-е годы там вырос очень серьезный ультрарелигиозный сектор, который культурно другой. А тот же Татарстан остается мусульманским, но в целом он находится в общем российском культурном поле. Этот регион органично вплетен в общероссийское пространство.

Источник: Власти.нет

  • 33
  • 09.07.2010 10:26

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода