Об утопиях, или Кто «сошьёт» Украину

Читати цю новину російською мовою
Об утопиях, или Кто «сошьёт» Украину
Политические деятели Украины как недавнего прошлого, так и настоящего, те, кто называл и называет себя «прагматиками», «практиками», а некогда – «революционными практиками», всегда с оттенком пренебрежения произносили с
Политические деятели Украины как недавнего прошлого, так и настоящего, те, кто называл и называет себя «прагматиками», «практиками», а некогда – «революционными практиками», всегда с оттенком пренебрежения произносили слово «утопия». Этот уничижительный ярлык навешивался на идеи, убеждения и веру, основанные не на бухгалтерском расчете, не на поиске материальной выгоды, а на стремлении к идеальной цели.

Пятилетка, котлован под электростанцию, модернизация экономики в качестве «конкретного блага» всегда противопоставлялись «практиками» вере в невидимого Бога или надежде на справедливое устроение жизни людей. Всё это в глазах «прагматика» — вещь бесполезная.

Не будем напоминать, какую страшную цену заплатил народ нашей страны за деяния «революционных практиков», пожелавших устроить жизнь без идеального и «утопического», словом, без Бога. Это известно. Однако и сегодня на Украине слышится голос: «Валютные поступления, налоговая реформа, газовые поставки – вот наши приоритеты. Давайте с этим разберемся, а уж потом приходите с «вашей духовностью»».

Чей это голос, мы скажем чуть позже.

Влиятельные лица современного украинского политикума всё чаще с озабоченным видом напоминают о необходимости примирения, объединения, или, как стало модно говорить, – «сшивания» расколотой Украины. И действительно, неприязнь и злоба, изрыгаемая в интернет-дискуссиях людьми противоположных политических предпочтений, взвинченный тон массмедиа, рисующих своих идейных противников монстрами, которые вот-вот начнут пожирать детей, – всё это говорит об озлоблении значительной части народа.

И вот не последние люди в команде президента заговорили о «сшивании» и примирении. В унисон с ними затосковали по единству Украины участники бесконечных телевизионных токшоу. Но, как правило, во всех этих телезаклинаниях много саморекламы, пафоса и нет ничего практического и «не утопического».

Объединяться? Прекрасно. Но есть конкретные вопросы. Вокруг чего объединяться? Для чего? И где та грандиозная идея, ради которой сплотятся граждане, забыв свои ничтожные конфликты?

И тут, в поисках реальной опоры для национального примирения, мы погружаемся в область весьма туманную.

Некто призывает к тотальному компромиссу: «Мы сделаем вид, что забыли, кто такой Бандера, а вы нам позвольте в специально отведенных местах говорить на языке Пушкина».

Другая группа национальных мыслителей толкует о стабилизации, реформах, подъеме ВВП и покупательной способности населения. Дескать, оно (население), увлеченное этой способностью, забудет о взаимных претензиях и будет мирно покупать, покупать …

Наконец, третьи (а может, десятые) предлагают в основу объединительно-примирительного движения положить саму Украину. Всеобщее стремление к е ё благу. Говорят: давайте создадим красивую страну – демократичную, без коррупции, преступности, такую, чтоб мы все могли гордиться ею и плакать, едва заслышав первые слова гимна.

Дорогие господа и товарищи! Всё перечисленное выше как раз и является полной утопией. И осуществиться с помощью предлагаемых вами средств не может.

Поклонников Бандеры всегда будет мучить наличие даже самого крохотного уголка, где можно говорить «отнюдь, душа моя!». Полная корзина покупок в супермаркете не рождает любовь к ближнему (а вдруг у ближнего корзина полнее?). И конечно же, благо и будущее Украины различным людям будет рисоваться по-разному. Например, сердцам, отравленным «ненавистью к ворогам державы», это будущее может представляться весьма причудливым и страшным.

Да, примирение необходимо. Но не вокруг общего корыта (простите, ВВП). А вокруг другого. Важнейшего, незыблемого, вечного.

Предположим, два близких человека (братья или сестры) поссорились. Им трудно жить в отчуждении и взаимной подозрительности. Совесть подсказывает, что это отчуждение между родными людьми противоестественно. Однако то ли гордыня мешает помириться, то ли соседи настраивают братьев друг против друга. Но только мира нет. И вот, утомившись от вечных ссор, родственники начинают искать пути примирения. И что же? Разве они говорят друг другу: «А ведь у нас с тобой, брат, была когда-то общая жилплощадь и семейный бюджет»? Нет. Они ищут нечто высокое и дорогое обоим. То, что выше их ссоры, а это — всегда нематериальное. Например, они вспоминают маму, её песни и молитвы, себя маленькими у неё на руках. А еще они могут вспомнить, что они — христиане. Что их Бог, воскресший Христос, будет рад их примирению. Потому что Он сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». И перед лицом Живого Всевидящего Бога братья могут осознать, что, помирившись, они исполнят Его волю и совершат дело благое и высокое. Неизмеримо более высокое, чем та долгая и мучительная грызня, в которой они пребывали еще недавно. И тут внезапно могут «сняться противоречия». И сестры (или братья) могут взглянуть друг на друга новыми очами. Очами любви. И это несмотря на различные культурные матрицы. Без примирительных и «духовно оздоровительных программ».

Что же и кто примирит Украину? И быть может, совсем не нужны программы культурного и экономического сближения? Пожалуй, нужны. Но не они главное. Они навсегда останутся утопиями и не осуществятся без главного.

Примирение вообще и разных частей Украины в частности возможно лишь вокруг общей веры во Христа и стремления так устроить свою земную жизнь, чтобы жить с Ним и в Нем вечно. Вокруг Чаши Христовой, от которой и начинается путь в вечную жизнь. Чаши, от которой подается сама эта жизнь. Чаши, от которой, причащаясь Тела и Крови Христовой, и президент, и шахтер, и луганчанин, и львовянин могут отойти в понимании, кто они на самом деле. В понимании того, что они дети Божьи, что у них есть общий Отец. И следовательно, они братья. А между братьями иные отношения. Им не нужно искать точки примирения. Они уже находятся в этой точке. И перед лицом этой истины неважно, где мы обитаем в Прикарпатье или в Житомире. Христос везде и для всех один и тот же.

И тут, как правило, мы снова слышим всё тот же голос. Даже не голос, а вопль: «Утопия!» Кто это вопиет и почему?

Возможно, это кричат бывшие комсомольские вожди, ставшие ныне политиками, олигархами, вообще хозяевами жизни на Украине. И дело не только в их безбожном воспитании. Ведь жить по Евангелию «некомфортно». Нужно признать, что не всё нажито честно, и Бог это видит. Нужно признать, что едва выживающий рабочий твоего концерна – твой ближний. В конце концов, нужно признать, что живешь греховно, неправильно, что за это можно и в ад попасть. И что выход один – покаяться, попросить прощения у Бога и обидимого тобой и ждать прощения ради спасения от вечной погибели.

Но разве гордость, осознание собственной исключительности, да и просто привычка к греху позволит каяться и спасаться? Наоборот, лукавый шепнет: «Никакого неба не существует и ада тоже. Живем один раз». И тогда с помощью нечистого бывший комсомолец-бизнесмен, а ныне депутат, магнат, хозяин человеческих судеб начинает говорить о «европейских стандартах жизни» как высшей цели общества (там ведь нет никакого Бога, там человек – бог, точнее идол). Говорит наш народный избранник и о реформах, о планах общего примирения на базе общей мечты – иметь дом, яхту и страховой полис. А лукавый слушает эту болтовню и радуется. Он даже может помочь составить очередной план «сшивания Украины». Не он ли надиктовал в свое время «Апрельские тезисы» или «Майн кампф»? Вот и выходит: кричат христианам «утопия!» одни, а за ними слышится совсем иной голос. Того, кто не любит показываться, но до времени управляет этим миром.

Скажем прямо: на данном этапе процесс «сшивания» Украины насквозь утопичен. Мы «примиряемся» с помощью телевизионных призывов, программ, манифестов и невыполнимых законов. А кукловоды довольны. О Христе ни слова. Неполиткорректно. Пусть в Церкви о Нем говорят. Да и неудобно как-то. Утопично…

И вот принимается, скажем, в Верховной Раде закон о борьбе с коррупцией. Изумительный! Волшебный! И что? Меньше крадут и не берут взяток? Не смешите, господа!

Или из недр президентской администрации изливается на нас всеобъемлющая программа примирения. И что? Люди с перекошенными от злобы лицами бросаются в объятия недавних оппонентов со словами: «Голубчик, мы были неправы, призывая к расправе над вами! Александр ваш Сергеевич писал очень милые стишки!» Куда там…

Сначала нужно излечиться от ненависти, грызущей душу. А сделать это можно только осознав, что злоба есть грех, что за него придется отвечать на Страшном суде. Что грехом мы оскорбляем Бога и можем навсегда лишиться Его милости. И этот страх, страх Божий, есть начало покаяния и исправления жизни. И в нем источники примирения враждующих. Потому что Страшный суд не сказка, а правда. И стремление избежать его, и обрести спасение есть настоящая жизнь. Жизнь в покаянии. Жизнь христианская.

Кто же примирит Украину и ее граждан? Христос. Вера православная. Чаша Христова. Причащаясь от которой, только и может богач сказать бедняку: «Ты – брат мой. Не могу больше обижать тебя».

Когда это будет? Не знаем. Бог знает. Но знаем точно, что молитва к Богу, исправление жизни в покаянии, участие в таинствах Церкви могут изменить сердца ненавидящих и очистить их от злобы. Все остальные средства – утопии лукавого.

Ян Таксюр

  • 25
  • 09.08.2010 14:04

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода