Гауптман Шухевич и генерал Власов, или чем УПА отличалась от РОА

Читати цю новину російською мовою
Гауптман Шухевич и генерал Власов, или чем УПА отличалась от РОА
Немцы вооружили несколько тысяч членов УПА. Что касается легионов «Нахтигаль» и «Роланд», то, после переформирования во Франкфурте-на-Одере, на их основе был создан карательный «шуцманшафтбатальон 201», который был пере

Прокомментировав 28.08 и 09.10 2009 г. на интернет-портале www.dc-summit.info английский документальный фильм о дивизии СС «Галичина», мы вызвали достаточно широкую дискуссию, в которой приняли участие более тысячи посетителей сайта. В основном соглашаясь с нашей трактовкой истории создания и деятельности дивизии, участники дискуссии обратили внимание на то, что на стороне Гитлера воевали и российские военные формирования, крупнейшим из которых стала т. н. Русская освободительная армия (РОА) во главе с бывшим генерал-лейтенантом РККА А.Власовым.

В ходе обсуждения всплыл вопрос и об Украинской повстанческой армии (УПА). Которую с августа 1943 г. возглавлял офицер Вермахта (гауптман) Роман Шухевич. В УПА он получил звание «генерал-хорунжий» и принял псевдоним «Тарас Чупринка». Поскольку интерес к этой теме проявляется и в центральной печати (рецензия на мемуары соратника Шухевича Богдана Чайкивского «Фама» известной и уважаемой журналистки «Комсомольской правды в Украине» О. Мусафировой от 16 октября с.г.), мы решили продолжить дискуссию и высказать свою точку зрения на неоднозначные факты нашей недавней истории. Тем более, что авторы упомянутых публикаций частенько грешат неточностями (так О.Мусафирова почему-то назвала абверовский легион «Нахтигаль» дивизией).

Часть1. Гауптман Р. Шухевич и УПА

Родился будующий командующий УПА в 1907 г. во Львове в семье священника. Поскольку Львов в это время находился в составе Австро-Венгрии, Роман стал ее гражданином. После распада империи стал гражданином Польши. В 1934 г. закончил Львовскую политехнику и получил диплом инжинера. Был прекрасным спортсменом, а также получил музыкальное образование. В 1928-1929 годах служил в польской армии в артиллерийской части. В 1925 г. Р. Шухевич вступил в ряды Украинской Войсковой Организации (УВО), которую возглавлял полковник Евгений Коновалец (последний, кстати, снимал у Шухевичей комнату). Эта организация в основном террористическими методами боролась с польским режимом, который проводил в Галиции жестокую антиукраинскую политику. На ее базе в 1929 г. в Вене была создана Организация Украинских Националистов (ОУН). Построенная по орденскому принципу, это тоталитарное формирование охватило своей деятельностью всю Галицию и Волынь, проводя массовые акции неповиновения, а также теракты против польских властей. Главным идеологом ОУН, формально не входящим в ее состав, был Д.Донцов для которого идеалами партий в то время были сталинская ВКП (б) в СССР и гитлеровская НСДАП в Германии.

В 1934-1933 г.г. Р. Шухевич был боевым референтом краевой Экзекутивы ОУН, принимал участие в подготовке и проведении террористических актов против польских чиновников и советских представителей в Польше. В связи с убийством оуновцами в июне 1934 г. министра внутренних дел Польши Б.Перацкого власти провели массовые аресты среди членов ОУН. Был арестован и Р. Шухевич, отсидев полгода во львовском концлагере «Береза Картузская» и два года во львовской тюрьме «Бригидки» На волю вышел в 1937 г. по амнистии.

В марте 1937 г. создал во Львове рекламную кампанию «Фама» и какое-то время был довольно успешным бизнесменом.

В декабре 1938 г., когда на Закарпатье возникла автономная Карпатская Русь, Р. Шухевич входит в состав Генерального штаба ее обороны. Поручик «Борис Щука» (тогдашний псевдоним Р. Шухевича) принимал активное участие в боевых действиях против венгерской армии, которая оккупировала Карпатскую Русь.

С осени 1939 г. после раздела Польши между Германией и СССР, Р. Шухевич оказывается в немецкой оккупационной зоне, т. н. «Генерал-губернаторстве». Если учесть, что лидеры ОУН все свои надежды на захват власти в Украине связывали с войной Германии против СССР, нет ничего удивительного в пронемецких симпатиях пана Шухевича. Ему абсолютно не за что было любить ни Польшу, с правящим режимом которой он боролся всю свою сознательную жизнь, ни СССР, который сразу же после вхождения Галиции в состав Украинской ССР начал там массовые репрессии и депортации. (Напомним, что всего за 1939-1941 г.г. из бывших Волынского, Львовского, Тернопольского и Станиславского воеводств было выселено около 550 тыс. особ. Почти каждый десятый житель Западной Украины стал жертвой насильственного переселения).

Необходимо отметить, что определенные причины связывать свое будущее с войной немцев против СССР у оуновцев были. Нацистское руководство Германии рассматривало два основные варианта относительно будущего оккупированной Украины. Первый поддерживал известный нацистский идеолог Альфред Розенберг. Он предусматривал создание марионеточного «украинского государства» под полным контролем Рейха с дальнейшим использованием его в войне против СССР. Возрождение украинской государственности должно было сыграть роль катализатора национальных революций на советской территории и ускорить победу Германии. Естественно, во главе этого образования оуновцы видели себя.

Другой сценарий, к которому склонялся сам фюрер и его ближайшее окружение, полностью игнорировал такие «сложные» схемы и рассматривал Украину как обычное колониальное пространство, лишенное какой-либо самостоятельности. В итоге, этот сценарий нацисты и разыграли.

Обе ветви ОУН (к этому времени эта организация раскололась на мельниковцев и бандеровцев по именам своих «вождей» А. Мельника и С. Бандеры) из кожи вон лезли для того, чтобы доказать немцам свою полезность. Бандеровцы поручают своему эмиссару в Берлине Рико Ярому установить контакты с руководством Вермахта с тем, чтобы получить разрешение на создание украинского спецподразделения в составе немецкой армии. Свои пути сотрудничества с немцами искало и другое крыло ОУН — мельниковское. Именно оно впоследствии выступило инициатором создания дивизии СС «Галичина».

Пока же украинским националистам разрешили сформировать две диверсионные части абвера — легионы «Нахтигаль» и «Роланд», которые входили в т. н. «брандербургские» формирования немецкой разведки. Личный состав «Нахтигаля» составлял 700 человек (в основном бандеровцев). Легион проходил обучение на абверовской базе в г. Нойхаммер. «Роланд», который формировался из националистов всех направлений, дислоцировался в Зауберсдорфе недалеко от Вены. Командиром «Нахтигаля» был немецкий обер-лейтенант Д.Герцнер, политическим руководителем — немецкий же обер-лейтенант Т.Оберлендер. Функции их помощника исполнял Р.Шухевич. Руководил созданием батальона «Ролланд» фон Ярый.

Аналогично с абверовскими легионами весной 1941 г. были созданы т. н. Походные группы ОУН. Согласно планам немецкого командования, они должны были выполнять роль вспомогательного оккупационного аппарата; быть связующим звеном между оккупационной властью и украинским населением. Оуновцы же рассчитывали, что участие в «походных группах» даст им возможность заниматься определенной политической деятельностью, не подвергаясь гонениям со стороны гестапо. Кроме того с помощью «походных групп» и мельниковцы и бандеровцы планировали как можно быстрее попасть в Украину и сразу же, как только пройдет фронт политически завладеть территорией. Конечно, это был блеф, ибо немцы никогда не позволили бы оуновцам воспользоваться победами Вермахта.

За неделю до начала немецко-советской войны ОУН (б) подготовила меморандум для официального Берлина. Но попал этот документ в рейхсканцелярию только на второй день после немецкого нападения на Советский Союз.

В меморандуме подчеркивалось, что решение украинской проблемы должно отвечать украинским интересам и что только при этом условии решение украинского вопроса принесет пользу и Германии.

С аналогичным предложением к немцам обратилась и мельниковская ветвь ОУН — Провид украинских националистов (ПУН). Как отмечал известный украинский военный деятель Николай Капустянский, ПУН через полковника А. Бизанца, бывшего командира 7-ой галицкой бригады, который имел связи с Вермахтом, обратился в немецкую ставку с планом создания украинской армии, «как союзной, под украинским политико-стратегическим управлением. Вместе с этим шли и наши планы возрождения суверенной Украины. На горе себе, чванливое высшее немецкое командование не поняло нашего далеко идущего предложения».

Конечно, немецкое командование, мягко говоря, было удивлено внезапным появлением такого «могучего» союзника. Легче представить себе союз кролика с удавом, чем ОУН с Рейхом. Но в первые дни войны гитлеровскому удаву было не до «забав» интегральных националистов. Воспользовавшись этим, оуновцы 30 июня 1941 г. провозгласили в оккупированном немцами Львове «восстановление украинской независимости».

От немцев на «учредительном собрании» присутствовали майор Айнкерн и представитель ведомства Розенберга в группе армий «Юг» капитан Ганс Кох. Их присутствие по мнению бандеровцев, должно было продемонстрировать лояльность официального Берлина к «акту 30 июня». Однако, немецкие офицеры выполняли совсем другую функцию. В частности, Кох после того, как зачитали декрет о назначении Я. Стецька главой правительства, предупредил присутствующих в зале украинцев, что они не должны заниматься политикой, что только Гитлер может отдавать приказы в Украине.

Через несколько дней С. Бандера и Я. Стецько были арестованы в Кракове. На их допросе заместитель госсекретаря Кундт заявил: «… фюрер единственный, кто руководит борьбой, и никаких украинских союзников не существует. Возможно, что украинцы лично ощущают большое воодушевление и чувствуют себя нашими союзниками. Однако в понимании государственной терминологии мы не являемся союзниками, мы являемся завоевателями российско-советской территории».

Таким образом, оуновцам сразу было указано, кто в доме хозяин. Легионы «Нахтигаль» и «Роланд» были брошены для карательных операций сначала в Украине, а затем в Беларуси. Для этой же цели использовались и «походные группы» ОУН. Под руководством «айнзацкоманд», органов гестапо и СД они создавали вспомогательные органы оккупационной администрации и прежде всего немецко-украинскую полицию.

Аналогичные задачи были поставлены абвером и перед «атаманом Бульбой» -Боровцем, который в 1940 году начал подпольную деятельность на Волыни. В оперативном приказе, изданном в конце июня 1941 г., он под псевдонимом «атаман Тарас Бульба», требовал от своих агентов «создать небольшие повстанческие отряды и начать диверсионные акты в тылу Красной Армии с задачами: 1) взрывать мосты и линии связи, 2) уничтожать транспортные средства, 3) собирать подробную информацию об оборонных сооружениях большивиков и немедленно пересылать мне или непосредственно передавать на фронт германским частям, 4) не допускать мобилизацию украинцев в Красную Армию …. Осуществлять диверсионные нападения на большевиков… всюду захватывать власть, создавать милицию, вывешивать желто-голубые флаги, организовывать торжественные встречи немецких войск».

Вооруженные отряды под названием Украинская повстанческая армия (УПА) – Полесская сечь, созданные «Бульбой», избегали открытых боев с частями Красной Армии, ограничиваясь несением полицейской службы и прочесыванием лесных массивов на Полесье. В городе Сарны «Бульба» организовал отдел немецко-украинской полиции и стал его руководителем. Создал полицейскую школу, которая по своему характеру была специальным карательным подразделением.

Немцы несколько раз передеслоцировали отряды «Бульбы», стараясь как можно ближе продвинуть их к линии фронта. УПА до осени 1941 г. успела отметиться на Житомирщине, Киевщине, Черниговщине, выполняя все те же карательные функции. Однако после встречной просьбы «сечевеков» к абверовскому командованию о принятии их отрядов на военно-продовольственное довольствие, немцы ответили отказом и попросту распустили «бульбовцев». Часть из них была переведена на службу в немецко-украинскую полицию, остальные разошлись по домам.

Однако, после того как в тылу немцев в Украине и в Беларуси советские спецслужбы организовали масштабное и действенной партизанское движение, абвер вспомнил об УПА. Сперва немцы предложили «Бульбе» создать на основе оставшихся в его распоряжении отрядов «шуцманшафтбатальон» — специальный полицейский отряд для борьбы с партизанами, взявши его на полное обеспечение. Последний же предложил немцам более изощренный «План борьбы с большевистскими партизанами, сконцентрированными в полесской котловине в границах Брест-Минск-Гомель-Житомир».

В этом районе количество советских партизан составляло 17-20 тыс. человек. «Ликвидация упомянутой силы, указывалось в плане, — требует по меньшей мере 2-3 контрпартизан на каждого партизана, таким же образом вооруженных. Ликвидация должна проводиться последовательно и в основном путем насаждения на освобожденной территории сильных гарнизонов как средства предотвращения новых десантов.

Основные принципы операции:

  1. Акцию проводят украинские партизаны под моим командованием на основе тайной договоренности с германскими войсками. Сила украинских партизан 40000 (на самом деле намного меньше. – Авт.).
  2. Германские власти официально подавляют одних и других партизан, неофициально поддерживают украинских партизан и тайно поставляют им военные материалы.
  3. Исходная база акции – Пинский округ. На какой-то железнодорожной станции украинские партизаны имитируют захват предназначенных им эшелонов военных материалов и оттуда развивают свою акцию по всем направлениям.
  4. По соглашению с германскими властями украинские партизаны овладевают некоторыми городскими центрами для организации там своих госпиталей, баз снабжения и т. п. Акция охватывает всю полесскую котловину.
  5. В случае сокращения фронта по линии Одесса-Киев-Витебск-Рига украинские партизаны удерживают полесскую котловину по линии фронта.
  6. В случае дальнейшего продвижения Красной Армии на Запад украинские партизаны остаются для диверсий в большевистском тылу, действуя и далее совместно с германской армией.»

План датирован 15 марта 1943 года. Подпись – атаман «Тарас Бульба» — Боровец.

Испытывая затруднения в ходе войны, немцы согласились с Боровцем и по описанному выше сценарию вооружили несколько тысяч членов УПА. Что касается легионов «Нахтигаль» и «Роланд», то, после переформирования во Франкфурте-на-Одере, на их основе был создан карательный «шуцманшафтбатальон 201», который был переброшен для борьбы с партизанами в Белоруси и находился в распоряжении эсэсовского корпуса фон ден Баха-Залевского. Там продолжал службу теперь уже гауптман Р.Шухевич. В марте-апреле 1943 г. батальон был расформирован, а прошедший абверовскую подготовку его личный состав влился в структуры УПА. Бандеровцы объявили, что атаман «Бульба» им подчинился и стал во главе всей УПА. В действительности же, бандеровцы, захватив руководство в УПА, отодвинули Боровца на задний план. В июле 1943 года, узнав о заговоре против него, Боровец бежал со своим окружением, объявил о разрыве с бандеровской верхушкой УПА и переименовал свои отряды в Украинскую Народную Революционную Армию (УНРА). Некоторое время между УПА и УНРА продолжалась вооруженная борьба.

В конце-концов немцы забрали Боровца в Рейх и до капитуляции Германии он подвизался в разведывательно-диверсионном центре «зондерштаб-Р» (Россия). В августе 1943 года на ІІІ Чрезвычайном великом сборе ОУН главнокомандующим УПА был избран Роман Шухевич с присвоением ему звания «генерал-хорунжий».

В июле 1944 г. в связи с вступлением Красной Армии в Западную Украину ОУН создало Украинскую головную визвольную раду (УГВР). Исполнительным органом УГВР стал Генеральный секретариат, главой которого также избрали Р.Шухевича (под псевдонимом «Лозовский»).

До 28 октября 1944 года – даты полного освобождения Украины от гитлеровцев УПА партизанскими методами боролась с Красной Армией и советской властью, сотрудничая с немцами. После освобождения Украины борьба УПА с советским режимом перешла в новую фазу и приняла характер гражданской войны.

Необходимо признать, что возмущенное сталинскими предвоенными репрессиями и депортациями население западных областей Украины поддерживало УПА, что позволило ей вести вооруженную борьбу на протяжении длительного времени уже после окончания Второй мировой войны. Повстанцы безжалостно расправлялись с советскими офицерами и солдатами, советскими и партийными активистами, которые попадали к ним в руки, учителями, направляемыми в Галичину из восточных областей Украины.

По подсчетам известного украинского исследователя истории ОУН-УПА В.Кучера, количество повстанцев на территории Западной Украины в конце войны колебалось в пределах 300 тыс. чел. Украинское подполье за период партизанской борьбы совершило 14424 акции, вследствие которых погибло 30676 военнослужащих, советских и партийных работников, хозяйственников, учителей и т. п.

Безвозвратные потери подполья за этот период составили 155108 чел., из них в восточных областях 1746. В то же время с повинной вышли 76753 человека. В 1943-1956 г.г. советской властью было арестовано 103866 чел. За 1944-1952 г.г. из региона было депортировано 203 тыс. человек.

Однако вернемся к Р. Шухевичу. Он довольно успешно руководил повстанцами до до 5 марта 1950 года, когда погиб в бою с засадой НКВД. На наш взгляд, Шухевича нельзя признать предателем и коллаборационистом. Он просто никогда не был гражданином  Украины и СССР. Воспитанный на постулатах ОУН, он всю жизнь боролся за Украину, образ которой создали Д.Донцов и другие оуновские теоретики. Не предавал Шухевич и Польшу, гражданином которой он был до 1939 г. Да, он боролся с польским режимом, притеснявшим украинцев, подвергался за это репрессиям. Но на немецкую военную службу он пошел, когда Польши уже не было. Яркий пассионарий, талантливый, мужественный и волевой человек, он сделал успешную карьеру в абвере. В немцах он видел силу, способную разгромить СССР и привести к власти в Украине ОУН. Другое дело, что это была утопия. Сражаясь в абверовских и эсесовских частях с советскими партизанами, он чувствовал себя частицей огромной военной машины, способной уничтожить сталинский режим. Он воевал на немецкой стороне потому, что прекрасно понимал: в своей империи Сталин не только уничтожит такую радикальную организацию как ОУН, но не потерпит и мало-мальски заметного инакомыслия. Имея все возможности перебраться на Запад и возобновить карьеру успешного бизнесмена, он предпочел шестилетнюю полную лишений и опасностей борьбу с советской властью. Борьбу, которая неминуемо должна была закончиться его физическим уничтожением. Поэтому, безусловно, героизм в его поведении был. И если бы этот героизм не был бы погребен под горами лжи о том, что УПА сражалась на «два фронта», воевала и с немцами, общественность не так болезненно отреагировала бы на указ президента В.Ющенко о присвоении ему звания «Герой Украины». Нужно было только сказать правду: до 1944 г. гауптман Р.Шухевич воевал с СССР в составе немецких формирований, а с 1944 г. и до гибели генерал-хорунжий Тарас Чупринка возглавлял УПА во время гражданской войны в Украине.

  • 530
  • 04.12.2009 00:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода