Первая диктатура Евросоюза

Читати цю новину російською мовою
Первая диктатура Евросоюза
Пока гранды европейской политики в Брюсселе борются с долгами, спасают евро и решают судьбу цыган, в отдаленной восточной провинции Евросоюза – в Венгрии ищут свой ответ на вызовы мирового кризиса.

Когда Лукашенко называют последним диктатором Европы, подсознание невольно начинает рисовать не очень приятные перспективы для родной России. Не дай бог, случится чего с Александром Григорьевичем, и почетное звание самого авторитарного режима в Европе перейдет к нам. Но недавние события показывают, что эти опасения напрасны. И дело не только в успехах украинской демократии при Януковиче. Сам Евросоюз полным ходом идет к тому, чтобы обзавестись пускай небольшим, но своим собственным авторитарным режимом.

Пока гранды европейской политики в Брюсселе борются с долгами, спасают евро и решают судьбу цыган, в отдаленной восточной провинции Евросоюза – в Венгрии ищут свой ответ на вызовы мирового кризиса. И ответ этот все больше напоминает классическую однопартийную диктатуру с национальным лидером во главе.

Причем там, где у Лукашенко или Путина ушли годы на постепенную концентрацию власти, премьер-министр и, по всей видимости, будущий отец венгерской нации Виктор Орбан справился за несколько месяцев. Его правая партия умеренных националистов FIDESZ победила на парламентских выборах меньше полугода назад, в середине апреля. Но уже 3 октября, выиграв муниципальные выборы, Орбан успешно завершил строительство собственной властной вертикали; она протянулась с самого верха, от президента страны, через правительство и парламент и дальше вниз, вплоть до депутатов муниципальных собраний и мэров городов.

За всю свою историю Евросоюз не знал примеров такой высокой степени концентрации власти в руках одного национального лидера. Орбан начал свое восхождение в апреле: его партия FIDESZ получила на парламентских выборах удивительные для Европы 68% голосов и 263 из 386 депутатских мест. С таким большинством можно принять любое решение, вплоть до смены конституции.

Уже в начале мая Венгрия получила новое правительство настоящих патриотов во главе с премьером Орбаном. К работе приступили быстро и решительно, не тратя времени на разные глупости вроде коалиционных переговоров и дележа министерских портфелей между партиями.

В июле к новому правительству добавился новый президент (в Венгрии президент избирается парламентом). Орбану показалось, что юрист Ласло Шойом излишне склонен к рефлексии и ковырянию в незначительных тонкостях законов, поэтому премьер заменил его на своего однопартийца Пала Шмитта, двукратного олимпийского чемпиона по фехтованию. Новый президент главным приоритетом выбрал поддержку спорта и олимпийского движения.

3 октября пришла очередь местных властей. FIDESZ получила большинство во всех 19 региональных парламентах Венгрии. 22 из 23 мэров крупнейших городов страны теперь однопартийцы премьера. Даже в традиционном оплоте либерализма – столичном Будапеште – впервые за 20 лет демократической истории Венгрии будет править консервативный патриот Иштван Тарлош, поддержанный FIDESZ.

В ближайшее время венгерские власти планируют пересмотреть порядок формирования Центральной избирательной комиссии: необходимо усилить парламентский контроль над этим органом. А также назначить двух новых судей в конституционный суд страны.

Пока Орбан действует в рамках демократических процедур. Властные институты Венгрии подчиняются ему один за одним при полной поддержке большинства избирателей, которые истосковались по переменам, самоуважению и чувству национального подъема. А чтобы это чувство не развеялось до следующих выборов, парламентарии FIDESZ приняли новый закон, регулирующий деятельность СМИ. Государственные телеканалы, радиостанции и новостные агентства поставили под надзор специального общественного совета по СМИ. Главу этого совета назначает премьер, а остальных членов – парламент.

Государственные СМИ теперь должны в обязательном порядке информировать население о деятельности правительства. Кроме того, любые СМИ, разместившие у себя неверные факты о каком-либо деятеле, должны будут в течение 5 дней предоставить этому деятелю столько же места (или времени) на опровержение.

Эксперты ОБСЕ уже назвали новый закон о СМИ тоталитарным, но это не остановило радикальные перемены на венгерском телевидении. Часть программ закрыли, часть передвинули подальше из прайм-тайма, ненадежных журналистов выгнали, заменив на проверенных патриотов, надерганных из правонационалистических каналов. У самых талантливых деятелей FIDESZ появились собственные телепередачи.

Теперь ничего не мешает венграм почувствовать, что они живут в новую историческую эпоху. Коррупция, бедность и национальное унижение остались в прошлом, а после очистительной демократической революции FIDESZ началась новая жизнь. Скоро население страны увеличится с 10 до 15 млн, потому что правительство собирается в кратчайшие сроки обеспечить венгерским гражданством всех этнических венгров планеты.

Венгерские богатства перестанут уплывать в руки иностранным капиталистам. Правительство уже борется с инонациональным финансовым олигархатом с помощью дополнительных налогов: банки платят государству дополнительные 0,45% от размера активов, а страховые компании – 5,2% от собранных премий. Орбан и FIDESZ вернули под национальный контроль бюджет страны. Эмиссары из МВФ и ЕС больше не будут указывать венграм, как им урезать пенсии и льготы бюджетникам. Венгерское правительство сможет восстановить экономику без иностранных траншей. После бюджета в очереди на возвращение под национальный контроль стоят основные стратегические предприятия, в том числе энергетический концерн MOL, где у российского «Сургутнефтегаза» 21% акций.

Венцом патриотических реформ Виктора Орбана должна стать новая конституция страны. Она будет начинаться первой строкой национального гимна («Боже, храни венгров») и содержать упоминание о важности короны основателя Венгрии Иштвана Святого. Еще новая конституция должна сократить численность депутатов, а также усложнить процедуру референдума. Более серьезных конституционных изменений венгерские власти пока не придумали, но это вряд ли помешает им принять новую конституцию страны в марте 2011 г. Ведь главное здесь – подчеркнуть, что Венгрия наконец покончила с безвременьем посткоммунистической трансформации и вступила в новую эру национального единства и процветания.

Венгрия не одинока в своей страсти к национал-патриотической политике. Вся Восточная Европа сильно разочаровалась, когда выяснилось, что вступление в Евросоюз не означает автоматического роста уровня жизни до западных стандартов. Венгерский премьер Орбан зарабатывает популярность на тех же самых чувствах, что и польский патриот Качиньский или бывший словацкий лидер Роберт Фицо. Просто Орбану больше повезло со страной.

После того как в 2004 г. Евросоюз расширился на Восточную Европу, Польша,Чехия и Словакия пять лет подряд демонстрировали рекордные темпы экономического роста. Они, конечно, не превратились в Данию, но отставание от Запада сильно сократили. Польша получила статус самой устойчивой экономики ЕС, Словакия стала самой привлекательной страной для иностранных инвестиций в Восточной Европе, Чехия вообще обогнала по уровню жизни Португалию. А что Венгрия? Венгрия сейчас остается там же, где была в 2003 г. Поэтому у Орбана впереди большие перспективы.

Источник: Slon.ru

  • 90
  • 06.10.2010 06:13

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода