Путинским курсом

Читати цю новину російською мовою
Путинским курсом
В Украине, как и перед этим в России, сама система власти существует для удовлетворения аппетитов пришедших к управлению кланов — и, следовательно, не может быть сокращена или повернута лицом к потребностям граждан.

Украинским журналистам и аналитикам приходится вчитываться в скупые строки президентских указов и пытаться понять, что же произошло с исполнительной властью. Кто-то пытается проанализировать ситуацию с точки зрения эффективности функционирования нового правительства, кто-то привычно раскладывает клановый пасьянс, чтобы понять, что выиграли, а что проиграли от сокращения министерств группы Ахметова, Клюева, Фирташа. Тот, кто скажет, что в системе исполнительной власти ничего не изменилось, будет просто отнимать хлеб у куда более проницательных коллег. И, тем не менее, анализировать ситуацию с эффективностью и раскладом сил пока что рано.

Сокращение, затеянное Виктором Януковичем во исполнение требований Международного валютного фонда, напомнило мне об административной реформе в соседней России. От Владимира Путина в марте 2004 года никто не требовал никаких изменений в составе правительства, но президент России, стремившийся прослыть реформатором во власти, затеял большую перетасовку кабинета по собственной инициативе — тем более, что именно тогда, после отставки с поста премьера Михаила Касьянова, у него оказались развязаны руки. Новый премьер Михаил Фрадков готов был послушно согласиться с любым указанием из Кремля — и штампующая указы машина заработала.

Министерств становилось всё меньше и меньше, госкомитетов и комиссий всё больше и больше. При этом главным достижением считалось как раз количество министерств. Никто уже и не помнил, что в советском правительстве времён позднего Леонида Брежнева было восемь десятков! — членов — но отнюдь не все министры. Было огромное количество председателей госкомитетов, нередко не менее влиятельных. Всё зависело от личных качеств председателя комитета, от его связей с партийным руководством.

В России после реформы произошло тоже самое. Фактически мы присутствовали при переименовании чиновничьего аппарата, названном административной реформой. Янукович пошёл путём Путина — рядом с одним большим министерством вырастают, как грибы, новые ведомства и службы. Ну что с того, что их руководители не будут считаться министрами, если полномочий у них будет не меньше, а то и больше, чем у министров? Что с того, что они будут считаться подчинёнными министров, если они получат — в силу этих полномочий и личных связей — прямой выход на премьера или главу администрации? Разве Василий Цушко или Михаил Бродский не были подчинёнными Сергея Тигипко? И как они ему, интересно, подчинялись?

Поэтому реальный смысл происшедшего станет ясен только несколько недель, а то и месяцев спустя — когда мы получим полный список всех переназначенных чиновников и увидим, на чью поддержку они действительно опираются. Но смысл этот будет связан не с реформой, а с перераспределением сил — и только. Ведь в Украине, как и перед этим в России, сама система власти существует для удовлетворения аппетитов пришедших к управлению кланов — и, следовательно, не может быть сокращена или повернута лицом к потребностям граждан. Она может быть только переименована.

Автор: Виталий Портников

Источник: NEWSru.ua

  • 37
  • 12.12.2010 20:23

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода