На что рассчитывают шведские банки в Украине?

Читати цю новину російською мовою
На что рассчитывают шведские банки в Украине?
В 2010 году импорт шведских товаров в Украину сократился на 20%, а экспорт украинских в Швецию снизился на 5% по сравнению с 2009 годом. Сальдо внешнеторговых операций составило минус $281 млн, сообщает ИнвестГазета.

Последние пять лет были для шведских банков не очень удачными. На что рассчитывают в Украине скандинавские финансовые группы?

В 2010 году импорт шведских товаров в Украину сократился на 20%, а экспорт украинских в Швецию снизился на 5% по сравнению с 2009 годом. Сальдо внешнеторговых операций составило минус $281 млн, сообщает ИнвестГазета.

Лучше иметь плохую память, чем плохие воспоминания», — говорят шведы. И как минимум в банковской сфере неуклонно следуют этому правилу. Сегодня мало кто помнит масштабы финансового кризиса начала 90-х годов, охватившего это североевропейское государство. Те „смутные времена“ для шведской экономики часто сравнивают с мировым финансовым коллапсом 2007-2008 годов, с той лишь разницей, что их последствия ограничились одной страной. Тогда с целью спасения банков шведское правительство объявило гарантию на депозиты и выступило в защиту кредиторов более сотни финучреждений.

Многие из них были национализированы и со временем проданы с выгодой для государства. Традиционно шведские банки обслуживали скандинавские страны и близкие к ним прибалтийские рынки, однако повышенный интерес иностранцев в 2005-2007 годах к украинскому банковскому рынку не обошел стороной шведские группы, которые ринулись в нашу страну. Впрочем, годы их работы здесь особым успехом не отличились, поэтому слухи об уходе шведских банков из Украины возникают все чаще. Оправдаются ли пессимистические прогнозы и на что могут рассчитывать в Украине шведские финучреждения?

Двое из ларца

Банковская Швеция сегодня представлена на нашем рынке двумя банками: Сведбанком и СЕБ Банком. Несмотря на созвучие названий и тот факт, что на собственном рынке эти финучреждения являются лидерами и непосредственными конкурентами, в Украине их „силы“ существенно разнятся. На начало года Сведбанк занимает 19-е место среди украинских банков по объему активов, в то время как СЕБ Банк находится на 46-й строке. По сравнению с 2009 годом в 2010-м позиции обоих финучреждений несколько ослабли — Сведбанк опустился на две позиции по объему активов и утратил место в группе крупнейших банков страны, в то время как СЕБ Банк сполз на целых четыре ступеньки. Это довольно необычно, учитывая то, что исторически группа SEB стала заграничным пионером на банковском рынке Украины.

В 2004 году тогдашний председатель правления и собственник банка „АЖИО“, а сегодня народный депутат и первый заместитель главы Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности Станислав Аржевитин стал первооткрывателем украинского банковского рынка для иностранных инвесторов. Муссируемые в течение года слухи о продаже возглавляемого им финучреждения закончились появлением в числе акционеров „АЖИО“ шведской группы SEB, сумма сделки составила несколько десятков миллионов долларов. В своих комментариях г-н Аржевитин не скрывал, что к продаже банка его подтолкнули возрастающие потребности рынка и необходимость постоянно докапитализировать финучреждение. Наращивать же капитал среднерыночными темпами прежним собственникам уже не удавалось.

Скандинавы сразу же заявили, что на первом этапе готовы инвестировать в банк около 145 млн. грн., однако на протяжении последующих трех лет капитал банка рос достаточно медленно (до 2007 года размер уставного капитала оставался на уровне 12,5 млн. грн., а собственный капитал в среднем ежегодно увеличивался лишь на 18%). На фоне других иностранных групп шведы сдавали позиции. Если в 2004 году финучреждение находилось на 47-м месте по объему активов, то к 2008 году оказалось на 56-м. В 2007 году решение проблемы медленного роста шведы увидели в покупке готовой клиентской базы в лице еще одного финучреждения — Факториал-Банка. Интеграция двух финансовых учреждений завершилась в 2009-м — таковым стал итог пятилетнего пребывания на украинском рынке SEB Group. Вкупе с кризисом финансовые потери украинской „дочки“ в 2009-2010 годах составили минус 224,8 и 259,8 млн. грн. соответственно. Интересно и то, что последние несколько лет акционеры СЕБ Банка никак не могут определиться с позицией председателя правления финучреждения.

Украинская история Swedbank началась в 2007 году с покупки шведами двух банков — ТАС-Комерцбанка и ТАС-Инвестбанка, которые ранее принадлежали нынешнему вице-премьеру страны Сергею Тигипко. Повышенный аппетит со стороны иностранцев позволил Тигипко продать свои активы с одним из самых высоких мультипликаторов (4,95) по системе. Поначалу новые акционеры развивали банки отдельно, однако со временем приняли решение объединить свои активы. История Сведбанка в Украине более драматична, нежели его прямого конкурента из Швеции. Финансовые результаты 2009 года стали одними из наихудших (второй результат снизу после Укргазбанка) по системе и превысили потери в размере 4 млрд. грн. Большинство проблем оказались в портфелях банков, приобретенных двумя годами ранее. За таким неудачным периодом вполне логично выглядит заявление главы группы Swedbank Майкла Вулфа о том, что украинский рынок не является для банка „домашним“.

Участники рынка подтверждают, что для шведских банков Украина не является ключевым рынком, шведские бизнесы и инвесторы лучше понимают прибалтийские страны и потому считают их более приоритетными. „Украина была интересна размерами рынка и перспективой роста экономики. Если перспективы роста экономики будут пересмотрены с ухудшением, а также если бизнес-климат ухудшится, то и отношение к возможности ведения бизнеса в Украине тоже может быть пересмотрено“, — отмечает директор инвестиционно-банковского департамента инвестиционной группы „Сократ“ Владимир Клименко. На сегодняшний день в нашей стране работают не так много шведских компаний, а основной частью клиентов шведских банковских учреждений являются украинские компании. „Я оцениваю их потенциал как средний. Их сильная сторона — клиентская база в Швеции, соответственно, банковское обслуживание своих клиентов в Украине — тот сегмент, где они могут стать лидерами. Но активных шведских бизнесов в Украине не так много“, — говорит Владимир Клименко.

Неудавшаяся история

Назвать бизнес шведских банков в Украине успешным достаточно сложно. Затянувшиеся реорганизационные процессы и отсутствие ясной стратегии помешали скандинавам стать активными завоевателями украинского рынка, а кризис окончательно разбил их мечты. Сегодня украинские активы двух шведских групп входят в число основных претендентов на продажу — слухи об этом возникают с завидной частотой. Выходом для банков может стать лидерство в отдельных направлениях. К примеру, достаточно успешным направлением SEB Group в Украине является развитие управляющей компании — „СЕБ Эссет Менеджмент“ и продажа инвестпродуктов через банковские отделения. Последний год обозначился и динамичным развитием направления интернет-банкинга. Месяц назад о запуске и развитии интернет-банкинга заявил и Сведбанк.

Данная услуга могла бы стать фишкой шведов, банковская система которых считается одной из самых „продвинутых“ в мировую паутину. В отличие от Соединенных Штатов и Западной Европы, услугами интернет-банкинга в скандинавских странах пользуются более 80% клиентов банков и свыше 50% всего населения. Используют ли шведы имеющийся опыт в Украине, найдут ли свою нишу на рынке и смогут ли реализовать „северный“ потенциал в ведении бизнеса — покажет время. В противном случае придется отшучиваться национальной поговоркой.

Источник: Власти.нет

  • 81
  • 03.03.2011 21:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода