Как живут русские в Австралии?

Читати цю новину російською мовою
Как живут русские в Австралии?
В последние лет десять в Европе мне не удавалось провести дня без того, чтобы не услышать русскую речь. В магазинах – естественно, чаще, чем где бы то ни было. В музеях. На улицах. В Австралии русских пришлось искать.

В последние лет десять в Европе мне не удавалось провести дня без того, чтобы не услышать русскую речь. В магазинах – естественно, чаще, чем где бы то ни было. В музеях. На улицах. В Австралии русских пришлось искать.

Глава первая. Родня

За три дня в Мельбурне мне ни разу не удалось выудить из говора толпы русское словечко. (В Сиднее – да, но с Сиднеем отдельная история.) Конечно, это и потому, что наших там мало. Выходцы из России в общеавстралийских статистических данных даже не выделяются отдельной строкой. По принимаемым практически всеми оценкам, русских на пятом материке – 30–40 тысяч. В той же Англии, например, их более 300 тысяч.

И потому еще, что там мало туристов – не каждый готов выложить кругленькую сумму в 1500–2000 долларов и провести сутки в самолетах, чтобы увидеть живого кенгуру, ехидну или даже вомбата, причем без всяких гарантий. «Ну вот, смотрите, в прошлый раз я здесь встретил ехидну, – может сказать вам гид. – Подождете? Вдруг вам повезет?» Вы соглашаетесь и как дурак торчите два часа на дорожке, заставляя десятки китайцев с вежливой улыбкой протискиваться между вами и каким-то колючим кустом. А вомбата – сумчатого грызуна – показать даже никто и не обещает, настолько он редок.

Ленивый русскоязычный гид, кстати сказать, – гораздо более распространенный тип. Огонек в глазах у них загорается лишь при виде долларов. Австралийских. Или при воспоминаниях о том, как хорошо было в девяностые, когда в Австралию поехали «пальцекидалы», которые денег не считали. Теперь для гидов – не лучшие времена. Как сказал мне один из них, слишком многие из вновь прибывающих русских считают это дело легким заработком. Не озаботясь получением диплома, размещают в Интернете объявления, а работать не умеют и дискредитируют профессию. И ноют, добавил бы я.

Возможно, правда, мне не повезло, но из трех десятков выходцев из России лишь гиды жаловались на жизнь, низкие доходы и на… аборигенов, которые ничего не хотят делать, а только получают деньги от правительства.

Когда я рассказал об этом историку, доктору наук Елене Говор (Австралийский национальный университет), она с грустью и знанием, о чем говорит, заметила, что ксенофобия – одна из отличительных черт выходцев из СССР и России. Не получается устроить свою жизнь даже здесь? Значит, виноваты те, кто смог это сделать. И евреи – просто по определению. И аборигены: посмотрите, они же живут в своих резервациях на пособия и вообще ничего не делают.

Для самой Елены обида за аборигенов – как личная. Одна из ее книг посвящена русско-аборигенской семье. Еще в 1915 г. Леандр Ильин женился на Китти Кларк из племени нгаджон. Приехав в Австралию в 1990 г., Елена вскоре познакомилась с их дочерью Флорой, которая показала ей письма отца, познакомила со всей семьей. История этой любви и легла в основу книги «Мой темнокожий брат».

Еще одна удивительная история, раскопанная Еленой, – о первом русском австралийском каторжнике. Все знают, что нынешняя англоязычная Австралия началась с того, что британцы в 1787 г. стали отправлять туда осужденных по суду за различные преступления. На одном из таких кораблей-тюрем туда в 1815 г. приплыл и Константин Мелков (Milcow, Meliko), наказанный 7-летней ссылкой за кражу в мясной лавке Лондона (очевидно, с голодухи; скорей всего солдат-авантюрист, оставшийся в Европе после наполеоновских войн). Он полностью отработал 7 своих лет, затем остался здесь свободным поселенцем.

Таких историй у Говор множество. Но мне интересна и ее собственная. Елена родилась в Минске. Закончила Институт культуры, работала в Москве в Институте востоковедения АН СССР. Она внучка писателя Артема Веселого, автора книги «Россия, кровью умытая», если кто не помнит. Его расстреляли в 1938-м. А жену, бабушку Елены, осудили на 8 лет.

Именно с намеком на эти обстоятельства я и спрашиваю:

– Елена, а вас что привело в Австралию?

– Я с детства мечтала о ней. И готовилась. И когда мы с мужем (Владимиром Кабо, известным антропологом. – Авт.) однажды приехали сюда на научную конференцию и узнали, что есть возможность остаться здесь, то это было счастье. Несмотря на все сложности. С деньгами. С жильем.

В 2009-м Владимир Кабо умер. Елена живет с сыном в Канберре, в собственном домике, в 5 минутах от российского посольства. Занимается исследованиями, пишет книги. Гордится, что удалось вырастить малину, которая здесь в принципе не растет.

Я не могу сказать, что она не похожа на других русских. Каждый из них не похож на других.

Каждый, с кем я встретился.

А роднит их одно. Ну, русская речь, само собой. Но и то, что никто не отказался говорить о России.

Глава вторая. В поисках Цзю

С Константином Цзю мы встретились в Москве в декабре, когда он готовил к бою Лебедева. Естественно, я стал напрашиваться к нему в австралийские гости.

– Приезжай, – согласился Константин.

– Адресок дадите?

– Подойдешь в Сиднее к любому таксисту, он тебя отвезет, – рассмеялся чемпион. – Там меня все знают.

Нет, никто из таксистов не знал, где он живет. Но Константин не врал: все таксисты знали, кто это. И не только таксисты. Многие в Сиднее, услышав от меня «фром Москоу», тут же реагировали: «O, Moscow, Kostya Tszyu!»

– Так, может, ты знаешь и где он живет? – поинтересовался я у одного из мужчин, оказавшегося австралийским корейцем и фанатом (сам признался) Кости.

– Точно не знаю. Может, на Бондае.

И я отправился в район Бондай. Именно в электричке по дороге туда я и услышал русскую речь. Разговаривали парень с девушкой; парень, рыжий, веснушчатый студент, широко пользовался экспрессивной лексикой, но барышню это ничуть не смущало. На самой станции русских стало еще больше. Они говорили по телефону, объясняя, где сейчас находятся, решали деловые вопросы, спрашивали дорогу («Так какой мне взять автобус?»). Здесь же, в двух минутах ходьбы, как выяснилось, находятся и редакции русскоязычной газеты «Горизонт» и русского телевидения… Потом мне сказали, что это район на берегу залива, где в основном селятся русские. А Костя Цзю? Очевидно, предположил кто-то из соотечественников, он в другом районе, где богатые.

И где нас нет.

Энциклопедия

Австралия. И материк, и страна. Официально – Австралийский Союз, Commonwealth of Australiа. Территория 7.692.024 кв. км (6-е место в мире). Население ок. 23 млн чел. Крупнейшие города: Сидней, Мельбурн, Брисбен, Перт, Аделаида. Столица –Канберра. Деньги – австралийские доллары, курс: за 1 AUD нужно отдать 32–33 руб. Расстояние от Москвы до Мельбурна без малого 14,5 тыс. километров. Прямого авиарейса нет. Самые популярные – через Доху, Сингапур, Шанхай.

Источник: Собеседник

  • 740
  • 10.02.2013 11:32

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода