Белоруссия: окно в Европу приоткрыто

Читати цю новину російською мовою
Белоруссия: окно в Европу приоткрыто
После встречи в понедельник министров иностранных дел стран-членов ЕС в Люксембурге, наконец, стало ясно, на какие уступки готов был пойти Евросоюз в отношении Белоруссии.

После встречи в понедельник министров иностранных дел стран-членов ЕС в Люксембурге, наконец, стало ясно, на какие уступки готов был пойти Евросоюз в отношении Белоруссии. Европейцы временно (на полгода) приостановили часть санкций против 35-ти из 40 белорусских чиновников, в отношении которых эти санкции действовали. Кроме того, «въездным» в ЕС стал и сам Александр Лукашенко.

В Минске, конечно же, ожидали большего. На прошлой неделе заместитель министра иностранных дел РБ Валерий Воронецкий заявил, что Белоруссия ждет снятия всех ограничений для сотрудничества с Европейским Союзом. На деле же был снят только запрет на въезд белорусской верхушки в страны Евросоюза. Этот запрет автоматически возобновится в апреле следующего года, если, как говорится в итоговом документе встречи министров ЕС, Белоруссия не проведет реформы в сфере «избирательного права… свободы выражения и прессы, а также свободы собраний и политических объединений».

Нетронутыми остались и санкции, наложенные на иностранные счета белорусских чиновников (впрочем, есть серьезные сомнения, что такие счета вообще существуют). Немаловажно и то, что Белоруссия по-прежнему исключена из Генеральной системы преференций ЕС.

Кроме того, невъездными в Европу остались пять человек: председатель Центризбиркома РБ Лидия Ермошина, министр внутренних дел Владимир Наумов, бывший командир бригады специального назначения внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко, бывший госсекретарь Совета безопасности, ныне помощник главы белорусского государства по особым поручениям Виктор Шейман и бывший министр внутренних дел Юрий Сиваков. Четверо последних подозреваются в причастности к исчезновениям «политических оппонентов» Лукашенко в 1999-2000 гг., а глава Центризбиркома связана с проведением «недемократических» выборов.

Лидия Ермошина, одна из двух действующих чиновников в списке, уже назвала решение ЕС «несправедливым и неправильным». Также она прокомментировала в целом решение европейских министров, назвав объявленное послабление «унизительным», поскольку «полгода – это слишком малый срок, чтобы можно было говорить о реальном потеплении».

Однако недовольные заявления председателя белорусского ЦИКа плохо маскируют тот факт, что принятым решением в Минске, на самом деле, удовлетворены. Так же, как и в случае с признанием выборов, которые были названы «недемократическими», все прекрасно понимают, что Евросоюзу просто нужно было «сохранить лицо». Отсюда – и приостановка санкций «всего» на 6 месяцев с последующим повторным рассмотрением этого вопроса. Однако вряд ли процесс нормализации белорусско-европейских отношений может быть сорван в ближайшее время. Ведь 13 октября одним объявлением о снятии санкций дело не ограничилось.

В тот же день министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов был принят на высоком уровне в Евросоюзе – комиссаром ЕС по внешним сношениям Бенитой Ферреро-Вальднер. И тогда же Хавьер Солана, верховный представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики, заявил, что с белорусских политиков должны быть сняты «не только запреты на поездки, но и на политическое общение».

Немаловажно, что решению об отмене санкций предшествовал на прошлой неделе визит в Минск председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), главы МИД Финляндии Александра Стубба. Это был первый визит высокопоставленного европейского чиновника в белорусскую столицу за многие годы. Во время пребывания в Минске Стубб заявил, что ОБСЕ будет «координировать политику Евросоюза в отношении Белоруссии», то есть, фактически, всемерно содействовать нормализации отношений.

Для Белоруссии нормализация отношений с Западом (прежде всего, с Европой) имеет сугубо практический, в основном экономический смысл. Это, прежде всего, поиск технологий и инвестиций для модернизации белорусской промышленности. Альтернативного Европе источника инвестиций и передовых технологий у страны в настоящее время нет.

Та же логика модернизации настоятельно требует диверсификации рынков сбыта. На фоне мирового финансового кризиса белорусские производители, ориентирующиеся в основном на российский рынок, рискуют остаться без заказов (примерно такая ситуация была в 1998–1999 годах). Поэтому инвестиционное сотрудничество с западными корпорациями и банками – это еще и возможность использовать западный капитал для организации выхода белорусского производителя на рынки Европы и регионов, входящих в ее сферу влияния.

Немаловажно и то, что нормализация отношений с ЕС позволит Минску более открыто и динамично развивать сотрудничество со странами-соседями Белоруссии. Здесь намечается наращивание транзита за счет экспорта украинской электроэнергии в Литву после возможного закрытия там Игналинской АЭС, строительство в Украине сборочного производства Минского тракторного завода, сотрудничество с польской горнорудной отраслью и строительство в Белоруссии электростанций, работающих на польском угле.

Следует отметить, что от реализации экономических проектов напрямую зависят политические перспективы Александра Лукашенко и итоги грядущих президентских выборов (пройдут не позже 2011 г.). Совершенно очевидно, что провал экономических планов будет означать и политическую катастрофу, поскольку в белорусском обществе за последние годы были сформированы ожидания дальнейшего повышения благосостояния. Конечно, вряд ли у президента к 2011 году появится достойный соперник, но легитимность белорусской власти в случае экономического кризиса будет подорвана.

В этом смысле сама отмена Евросоюзом санкций имеет лишь формальное и символическое значение: она облегчила официальные отношения государств ЕС с белорусскими властями, особенно – перед лицом общественности. Таким же имиджевым шагом может стать и признание белорусских выборов демократичными со стороны ОБСЕ в окончательной версии доклада, на возможность чего указывают наблюдатели.

Однако действительно серьезных шагов по «сближению» Белоруссии и Европы следует ожидать в экономической и корпоративной сфере (например, в ноябре в Лондоне пройдет Белорусский инвестиционный форум, где западным инвесторам будут предложены 74 проекта). Основные события будут проходить в тиши министерских кабинетов и в рамках деловых переговоров, а не на политических трибунах.

Вне всяких сомнений, нормализация белорусско-европейских отношений – это также усиление позиций Белоруссии на переговорах с Россией (прежде всего, по условиям поставки газа и нефти). Однако на фоне мировой рецессии и снижения стоимости углеводородов данный аспект ситуации уже не выглядит центральным. Да и в остальных аспектах на «восточном направлении» для Минска ситуация складывается как нельзя лучше.

Скоро будет подписано соглашение о создании единой системы ПВО (фактически Белоруссия делегирует РФ часть своего военного суверенитета), в Москве ратифицированы основополагающие документы по Таможенному союзу. Все это отвечает интересам белорусского руководства, поскольку отношения с Западом в Минске считают не альтернативой, а необходимым дополнением отношениям с Россией.

В то же время, предпринимаемые Минском шаги таят свои риски. Так, с одной стороны, поставленные ЕС условия для невозобновления отмененных накануне санкций, не содержат упоминания о таком больном для Европы вопросе, как признание Абхазии и Южной Осетии. Однако Минск оказывается в не очень приятной ситуации, поскольку давление со стороны Москвы по поводу необходимости признания новых кавказских республик усиливается, и в то же время понятно, что реакция Запада на подобный шаг Минска будет жесткой.

До выборов 28 сентября Александру Лукашенко удалось избежать обострения ситуации по этому вопросу — он заявил о том, что вопрос признания РА и РЮО будет рассматривать новый состав белорусского парламента. Но теперь президенту РБ вряд ли удастся обойтись общими высказываниями, поскольку Южная Осетия собирается поставить вопрос о своем включении в Союзное государство на заседании союзного парламента 16-17 октября в Минске. И тогда белорусскому руководству придется принять непростое решение.

Немалые угрозы несет для Белоруссии и мировой финансовый кризис. Вполне вероятно, что на его фоне желающих вложиться в модернизацию белорусских предприятий окажется совсем не много. В этом случае ситуация для Лукашенко окажется и вовсе отчаянной. Однако политических шагов, не чреватых серьезными рисками, вообще не существует.

Источник: Росбалт

  • 29
  • 15.10.2008 17:30

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода