Что изменилось для россиян в Абхазии?

Читати цю новину російською мовою
Что изменилось для россиян в Абхазии?
Так уж случилось, что отпуск свой я провел в Абхазии. Республика еще не остыла от празднеств по поводу признания независимости, как вновь закрутилась в вихре торжеств по поводу 15-летия победы над Грузией

Так уж случилось, что отпуск свой я провел в Абхазии. Республика еще не остыла от празднеств по поводу признания независимости, как вновь закрутилась в вихре торжеств по поводу 15-летия победы над Грузией. Вино и чача лились рекой в каждом дворе. Но, опохмелившись, абхазы крепко задумались: а дальше что? Белоруссия не признает их независимость, а значит, вхождение в союзное государство пока под вопросом. Граница по реке Псоу, разделившая Россию и Абхазию, так и осталась. В связи с военными событиями курортный сезон сорван, и сотни абхазских семей этой зимой потуже затянут пояса. А тут еще этот пресловутый мировой кризис…

Почем кусочек республики?

Возвращаюсь я с гагрского рынка. А на угловом доме блестящая табличка: «Агентство недвижимости». Пока шел туда, ее еще не было. Так что утверждение о том, что агентства по продаже абхазской земли растут как грибы, не выдумка. Цены на квартиры и участки после подписания Дмитрием Медведевым исторического документа о признании Абхазии выросли ровно вдвое. И продолжают расти! Трехкомнатная квартира в обшарпанном доме в Сухуме, где воду подают два раза в день, да и то холодную, стоит уже 200 тысяч долларов. А к шести соткам вдалеке от моря меньше чем с 50 тысячами долларов и не подступишься.

За новеньким столом сидела дородная Манана — начинающий риэлтор. Мы вместе глянули на предложения. В основном это были так называемые трофейные дома. Развалины, в которых когда-то жили грузины. Развалины не оттого, что по участкам била артиллерия. Просто предприимчивые соседи вынесли все, что можно было унести. Вплоть до черепицы и паркета.

 — Манана! А ведь по абхазским законам нельзя иностранным гражданам покупать недвижимость в республике. Как же сделку оформлять будем?

 — Как, как! На подставное лицо. А это самое лицо расписку напишет, что деньги получил от вас. Так многие делают.

То, что так делают многие, я знал и без Мананы. Но риэлтор не сказала мне, что часто подставные лица опротестовывают сделки. Ведь дома стремительно дорожают. Можно найти на тот же дом нового лоха. И прощай недвижимость! В лучшем случае вернут деньги. Про худшие случаи говорить не хочется…

Вот уже два года под сукном абхазского парламента томится законопроект, позволяющий продавать землю иностранцам. По слухам уже в этом декабре он может стать законом. Но противники нововведения пугают неустрашимый абхазский народ:

 — Через месяц после его принятия всю Абхазию россияне купят! Что останется нашим детям? А внукам?

Есть еще одна лазейка, чтобы на законных основаниях завладеть кусочком земли в субтропиках. Надо стать гражданином Абхазии. Президент этой признанной республики недавно заявил, что любой россиянин вправе получить абхазское гражданство. Сотни наших соотечественников кинулись в отделы внутренних дел за серой паспортиной. Но увы — им было сказано: ждать до особых распоряжений. Оттого и процветают посредники вроде Мананы.

Зато автолюбители соседнего Сочи здорово выиграли от признания независимости. Они наловчились через подставных лиц регистрировать свой автотранспорт в Абхазии. Вот пример. Новенький внедорожник «Лексус» растаможить на территории России стоит 21 тысячу долларов. Ту же машину в Абхазии растаможивают за 14 тысяч рублей. Единственное условие: каждые полгода надо наведываться в Абхазию. Это для сочинца не проблема…

Первым делом мы отпразднуем Победу…

В Абхазии отмечают два праздника Победы. 9 мая и 30 сентября. Я попал на последний — День победы над Грузией. 15-я годовщина отмечалась с размахом — военным парадом, салютом стоимостью почти в 10 миллионов рублей и народными гуляньями. Без преувеличения: на площади собралась вся Абхазия. Я был на машине и почувствовал, что такое пробки на горной дороге. Зато местные гаишники, увидев мой московский номер, разрешили припарковаться прямо под запрещающим знаком.

 — Вы гость! Поэтому правила тут другие. Можете даже выпить немного шампанского за нашу Победу, — разрешили радушные милиционеры.

Гаишники знали, что говорили. Специально к празднику в Северной Осетии была заказана партия бутылок с изображением звездно-полосатого флага (что делать — государственный флаг Абхазии немного повторяет заокеанский. Только цвета у полосок другие — белые и зеленые). Российские отдыхающие расхватывали юбилейное шампанское на сувениры. Да и на улицах просто рябило от государственных флагов. На каждой автомобильной антенне красовалась полосатая ленточка. Так широко здесь не отмечался ни один праздник Победы.

Конечно, площадь Свободы в Сухуме это не Красная площадь в Москве. И баллистических ракет на параде не было — они просто не поместились бы. Мимо разрушенного Дома правительства проехала колонна «Градов». Машины испускали сизый дым такой плотности, что их передвижение можно было засечь не только из космоса, но и в простой бинокль из соседней Грузии. Над «Градами» появилась абхазская авиация. Все пять самолетов. Они выполнили фигуру высшего пилотажа — разлетелись веером в стороны — и ушли в сторону моря. Один самолет немного сбился с курса и бросился догонять своих, когда парад уже кончился.

На обратном пути я заехал на первую в Абхазии автомойку. Дело в том, что местные жители любят мыть свои машины собственноручно. И мойки явление редкое.

 — Приезжайте вечером, — объяснил мне автомойщик. — Сейчас эту машину домоем, и у нас будет обед.

 — Ребята, дождь собирается! А вы — обедать. Так к вам никто больше и не приедет!

 — Ну и что? Главное — мы свободны!

Абхазский народ — трудолюбивый народ. Но последние 15 лет между войной и миром несколько ослабили трудовой пыл. Как иначе объяснить, что на курортный сезон хозяева кафе нанимают официанток из России? А на строительных работах вкалывают бригады из Молдавии и Карачаево-Черкесии. Появились первые нелегалы из Узбекистана. И это при повальной безработице и смехотворных зарплатах. Кризис, если так можно выразиться, здесь идет все 15 послевоенных лет. Хуже просто быть не может. Поэтому абхазы смотрят в будущее с оптимизмом. В Пицунде мне подавала хачапури Саида. Зимой она — медсестра в больнице с окладом в 1400 рублей. А в сезон подрабатывает у родственника в кафе.

 — Со следующего года нам российские зарплаты обещали, — мечтает Саида. — Поэтому я медицину не бросаю…

Прощай, оружие?

С кем бы я ни разговаривал в Абхазии, все как один утверждают: границу надо упразднять. Только она, проклятая, мешает строить светлое будущее. Держит высокие цены на все привозное: от цемента до мороженой свинины. С мая по сентябрь волнами через нее чешут автобусы с российскими экскурсантами. Перед Новым годом в обратную сторону ползет мандариновый поток. В такие дни на мост через реку Псоу лучше и не ходить. От давки можно запросто упасть в реку. О коррупции на границе ходят легенды. Буквально у каждого жителя Абхазии есть своя горькая история. И все равно граница остается со всеми атрибутами: таможней, карантинным и иммиграционным контролем, пограничниками и даже магазином дьюти-фри.

 — Скоро границу упразднят? — спрашиваю российского пограничника.

 — С какой это стати? — удивляется он. — Везде должен быть порядок.

Трудно с ним не согласиться. Должно пройти время, чтобы атрибуты войны ушли в прошлое. Чтобы законы Абхазии были унифицированы с законами союзных государств. Чтобы оружие, которое сейчас находится в любом доме, было отправлено на склад. Сейчас здесь пистолет Макарова в смазке стоит 30 тысяч рублей. Подержанный автомат Калашникова несколько дешевле. Не знаю, как вы, а в следующий отпуск я наверняка поеду в Абхазию. Посмотреть, наведен ли там порядок и открыта ли наконец граница.

Источник: Newsland

  • 68
  • 24.10.2008 18:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода