Кризис, как и разруха, в голове Тимошенко

Читати цю новину російською мовою
Кризис, как и разруха, в голове Тимошенко
Что такое этот наш кризис? Кризис, как и разруха (если по булгаковскому профессору Преображенскому), у нас в головах. Вернее, в головах у нашей власти. Чистой воды психология.

Могу привести в пример слова одного моего знакомого, который заявил, что не будет покупать квартиру, потому что не знает в какой стране завтра проснется, а поэтому не уверен, что в той стране, где его застанет восход, он сумеет эту квартиру выгодно продать. Это кризис? Нет. Кризис — это когда ты вообще не можешь купить квартиру (не для перепродажи, а для собственной семьи), потому что, несмотря на свой упорный труд, получаешь копейки. Вот это действительно кризис. Но в таком кризисе большинство из нас живут практически все годы независимости. А уж если отсчитывать с 2004 года…

Но тогда почему-то никто не вопил, как оглашенный. В том числе Тимошенко. Это она сейчас вопит… Это у нее сейчас кризис. То есть, она поняла наконец, что привела страну к окончательной жопе и завопила. Правда и здесь решила поиметь свой гешефт: оседлать, так сказать, ситуацию и на этой волне влететь в президентство или в фактически неограниченные премьерские полномочия. В общем, куда получится, но чтобы было ей хорошо.

И никто ведь не объяснит почему-то Юлии Владимировне, что кроме позиции «она сверху» встречаются и другие позы — менее приемлемые для нее. И если страна действительно прочувствует вкус кризиса — с массовой безработицей, с коробкой спичек по сто тысяч гривен, с нечем кормить детей, с реальными забастовками металлургов и шахтеров — то именно в такую позу ее и поставят. Вместе с ее оранжевым соратником Ющенко. Люди-то ведь понимают, что это они сейчас полномочия все никак не поделят, но на деле постоянно приводят друг друга к власти тем или иным способом.

Но пока наш кризис все еще психологический. Если кто не верит, пусть подсчитает стремительно растущее количество BMW X6 на дорогах, к примеру, Донецка. Я уж не говорю о других «бумерах», «меринах» и прочих «лексусах».

Да вот, к примеру, вчерашняя информация на КИДе:

«С начала года органы власти, а также государственные и коммунальные предприятия потратили на покупку автомобилей 100 миллионов гривен. Пятая часть этих средств ушла на престижные внедорожники и представительские лимузины.

По данным „Вестника государственных закупок“, до конца года центральные власти, губернаторы и госкомпании планируют прикупить еще несколько десятков дорогих машин. Наиболее роскошную из них — Audi А8 4,2 Langversion quattro — ждут в Управлении государственной охраны, которым руководит генерал армии Валерий Гелетей. Уже до конца этой недели ведомство планирует провести тендер. По информации автодилеров, стоимость машины превышает 650 тысяч гривен.

Как будет распоряжаться престижной Audi А8 4,2 Langversion Quattro начальник Управления госохраны, в тендерном комитете ведомства не сообщили. Не назвавшийся представитель комитета лишь лаконично пояснил, что машина нужна именно такая и для служебных целей. Ценители Audi работают не только в администрации госохраны. До конца октября запланирована покупка еще двух таких авто. Audi А6 Limousine приобретут в госпредприятии „НЭК „Укрэнерго“. Цена этой машины в автосалонах достигает 450 тысяч гривен. Несколько скромнее планы у „Хмельницкоблэнерго“. Энергетики решили купить Audi A6 3.2 FSI Quattro. Ее цена варьирует в пределах 300-400 тысяч гривен.

Кроме того, популярностью у представителей власти и топ-менеджеров коммунальных и госкомпаний пользуется Lexus. В этом году госструктуры уже приобрели шесть машин этой марки. Среди счастливчиков числится Управление ГАИ в Черкасской области. Самую дорогую версию автомобиля — новинку этого года Lexus LX 570 — купили ОАО „Киевгаз“ (территориальной общине Киева принадлежит около 30% акций этой компании — ред.) и Украинский госинститут по проектированию объектов дорожного хозяйства „Укргипродор“. Стоимость внедорожника превышает 700 тысяч гривен, сообщает proUa со ссылкой на „Дело“.

Также высоким спросом в государстве пользуется Toyota Land Cruiser. С 2004 года и по сегодняшний день чиновниками либо предприятиями с государственной и коммунальной формами собственности куплено 15 таких авто. По данным „Вестника государственных закупок“, стоимость приобретений в зависимости от модификации колебалась от 300 до 350 тысяч гривен. Были и исключения. В прошлом году Национальный депозитарий Украины (доля государства — более 70%. — ред.) купил Toyota Land Cruiser 120 Prado за 827 тысяч гривен.

В тоже время издание отмечает, что в „Вестнике государственных закупок“ указан не весь перечень закупок машин для органов власти“.

Знаете, я не сторонник большевиков. Но после таких информаций видится мне почему-то образ рябого усатого грузина, когда-то поставившего на уши огромную страну. И кажется, что хорошо бы его вернуть на месяц-другой…

Но вернемся к реальному кризису, который вот-вот может разразиться. Ведь людей уже отправляют в неоплачиваемые отпуска, корпорации уже готовят новые, урезанные, штатные расписания… Массовые сокращения обещают в металлургии, останавливаются коксохимы, далее — шахты и… хаос.

Можно справиться с надвигающимся кризисом, вернее, его не допустить? Наверно, можно, если не писать, по выражению регионала Николая Азарова „филькины грамоты“, а заниматься делом.

„Цель закона (так называемого консолидированного — КИД)  — принять какую-то филькину грамоту, якобы успокоить людей, получить деньги МВФ и использовать так, как им заблагорассудится“, — сказал он.

Азаров отметил, что предложенный законопроект не решает проблему негативного сальдо торгового баланса Украины, поскольку именно на основе этого для Украины могут возникнуть проблемы.

Политик подчеркнул, что закон, скорее всего, готовился „горе-теоретиками“, поскольку не дает возможности быстро реагировать на возникшие проблемы.

По мнению регионала, более целесообразно было бы взять за основу законопроект, предложенный его политической силой.

А вот расширенный вариант претензий Азарова:

„Я хотел бы несколько слов сказать по поводу антикризисного законопроекта, который почему-то называется президентским, хотя мы не видели внесенный в Парламент законопроект за подписью Президента.

Первое. Партия регионов — и это наша принципиальная позиция, — как и весь украинский народ, должна знать, на каких условиях нынешняя власть договаривается с Международным валютным фондом о предоставлении кредита. Наше простое и понятное требование: „Положите на стол, подписанный Президентом, премьер-министром, председателем НБУ и представителями МВФ документ, где четко и ясно изложены требования и условия использования этого кредита“.

Мы это требование излагаем уже неделю как устно, так и официально, однако нам никто до сих пор этот документ не представил. Возникает парадокс — как же Парламент Украины будет голосовать за условия, которые никто в глаза не видел? А это чрезвычайно важно. Мы не знаем, то ли этот кредит будет использован для подъема нашей экономики, то ли этот кредит пойдет на возвращение средств, которые заняли иностранные банки, потому что, в основном, филиалы иностранных банков имеют львиную долю задолженностей по краткосрочным кредитам.

Второе. Безусловно, предложенный вариант представляется нам вариантом, который продвигается в правильном направлении. Из него убраны одиозные нормы, содержавшиеся в проекте Тимошенко и касающиеся повышения налогов. Вообще позиция нашего правительства уникальна — она меняется каждые пять минут. Недавно Тимошенко за своей подписью направила в Парламент законопроект об антикризисных мерах, в котором предлагала увеличение акцизов на нефтепродукты. После того, как мы выступили с жесткой критикой этой инициативы, в правительственном законопроекте об этом не говорится уже ни слова. Наоборот, уже говорится о снижении акцизов. Но если это авантюристическое правительство с такой легкостью подходит к решению таких важнейших вопросов, то чего можно ожидать от него дальше?

Следующее. Предложенный правительством законопроект готовился или теоретиками, или людьми, которые не понимают, что действовать нужно быстро и энергично. Еще 23 сентября мы с трибуны Верховной Рады изложили целый ряд конкретных мер, которые необходимо было принять. И на первое место мы поставили задачу создания стабилизационного фонда. А что же предлагает господин Яценюк вместе с Президентом и Тимошенко? Он предлагает создание такого стабилизационного фронда на базе доходов от приватизации. Однако при нашей процедуре приватизации сделать это быстро — в течение 10-15 дней или хотя бы месяца — невозможно. Мы целый год приватизируем ряд объектов, но так и не получили от приватизации необходимой суммы доходов. Поэтому на первое место среди источников финансирования стабилизационного фонда надо ставить абсолютно реальные деньги, имеющиеся у нас сейчас в наличии. И законопроект, предложенный Партией регионов, эти ресурсы предусматривает.

Очередной момент, о котором мы уже неоднократно говорили. Мы не доверяем этому правительству. Мы не верим в его компетентность, профессионализм. Мы знаем, что эти качества у него отсутствуют. Следовательно, как можно согласиться, чтобы сорок миллиардов средств стабилизационного фонда расходовались исключительно по усмотрению правительства, которое само будет определять, кому давать гарантии и под что? В таком случае на Украину натянут удавку в виде государственных гарантий, которая будет давить наших граждан и дальше.

Кроме того, в условиях, когда отсутствует государственный бюджет, правительство переходит на управление экономикой и финансами в ручном режиме. В этом — смысл предложенного Тимошенко и примкнувшей к ней команды законопроекта. Возникает вопрос — а где же изменения к государственному бюджету на 2008 год? А где же самая главная стабилизационная мера — государственный бюджет на 2009 год, который должен и международным инвесторам, и всему рынку показать, как будет действовать правительство? Ведь, кроме бюджета, такого другого документа нет! Все остальное — только общие намерения. В правительственном антикризисном законопроекте об этом не сказано ни слова.

Следующий момент. В предложенном нам законопроекте сохранена одиозная норма о том, что заработная плата на 2009-2010 годы должна быть, по сути, „заморожена“. Правительство вопреки требованию законодательства ни разу не опубликовало данные о прожиточном минимуме в Украине. Как он формируется — тайна за семью печатями. А ведь нашей задачей является не только социальная защита людей, но и сохранение покупательной способности наших граждан.

Помимо этого, в законопроекте существует масса несуразностей, свидетельствующих о том, что он готовился в спешке, и его реальное применении будет невозможно. Цель Тимошенко и примкнувшей к ней команды — принять вместо антикризисного закона „филькину грамоту“ для того, чтобы якобы успокоить наших граждан, получить от МВФ деньги и использовать их так, как заблагорассудится. А что потом?

В заключение скажу главное — предложенный законопроект не решает проблему нашего негативного сальдо торгового баланса. Именно негативное сальдо нашего торгового баланса сохраняет для Украины возможность иметь большие проблемы. Ведь если бы его не было — а я напомню, что его до 2005 года не было, — мы бы не имели проблем в плане погашения задолженностей.

Давайте честно и откровенно скажем людям, что, несмотря на все проблемы, которые у нас имеются на финансовом рынке, они не так трагичны, как нам пытаются сейчас внушить. Достаточно сказать, что в пояснительной записке к этому законопроекту ни слова не говорится о реальном финансовом состоянии нашей банковской системы. Почему-то есть ссылки на девять зарубежных банков, и нет ни одной ссылки на нашу отечественную систему. Это не случайно. Еще раз повторю, что этот законопроект готовился горе-теоретиками. Мы однозначно не будем поддерживать это документ.

Нам представляется, что было бы правильным, если бы за основу консолидированного антикризисного проекта закона был взят законопроект, предложенный Партией регионов. Этот законопроект мог бы быть дополнен нормой о налогообложении села в части защиты внутреннего рынка и мерами по стабилизации платежного баланса, что полностью отсутствует в законопроекте, который называется сейчас президентским.

Я, к сожалению, не вижу ни у БЮТ, ни у других парламентских сил, которые примыкают к БЮТ, желания конструктивно работать. Мы еще в субботу предложили Секретариату Президента: „Дайте нам условия МВФ, мы изучим их и будем готовы их рассматривать“. Но до сих пор мы этого документа не видели. Более того, мы не можем добиться реальной оценки состояния с разрывами по кредитам наших банковских учреждений. Это тоже тайна за семью печатями. А как принимать решение, если мы не знаем эту ситуацию?

Тот факт, что нам не предоставляют необходимую информацию, говорит о том, что перед нашими оппонентами сейчас стоит задача — на волне всепоглощающего кризиса решить свои политические и меркантильные задачи.

Наша позиция проста и понятна: правительство, которое не подготовило страну к испытаниям, которое доказало свой непрофессионализм, должно покаяться перед страной и уйти в отставку. Это однозначно. Для нас же сейчас важно принять план необходимых антикризисных действий“.

Более детально с позицией Азарова по этому вопросу (то есть, рассмотреть ситуацию с позиции здравого смысла) можно здесь.

Но в общем можно констатировать, что нынешняя власть — и президентская, и премьерская — вместо того, чтобы реально бороться за отсутствие кризиса, предлагает нам сначала его дождаться, — полномасштабного, — а затем бороться с ним посредством затягивания наших же с вами поясов.

Или кто-то думает, что Тимошенко, Ющенко и иже с ними тоже придется затягивать пояса, сокращать пчел и нести на барахолку платья от Louis Vuitton?

Игорь Фарамазян, КИД

Источник: Полемика

  • 33
  • 01.11.2008 05:18

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода