«Пещерная русофобия». Антироссийская истерия в Грузии достигла апогея

Читати цю новину російською мовою
«Пещерная русофобия». Антироссийская истерия в Грузии достигла апогея
Антироссийская истерия в Грузии достигла апогея. Некие деятели потребовали убрать из тбилисских скверов памятники русским поэтам и писателям. Переименовать улицы, так или иначе связанные с Россией. И вообще, «избавиться от всего русского».

Антироссийская истерия в Грузии достигла апогея. Некие деятели потребовали убрать из тбилисских скверов памятники русским поэтам и писателям. Переименовать улицы, так или иначе связанные с Россией. И вообще, «избавиться от всего русского».

Инициатива никому не известного «Национального союза просвещения» не из самых страшных. Подумаешь, предложили переименовать Московский проспект в Цхинвальский, а Санкт-Петербургскую улицу — в Ахалгорскую. Вот пару лет назад влиятельный парламентарий, а ныне замминистра иностранных дел Гига Бокерия хотел было перенести прах Александра Грибоедова и его супруги Нино Чавчавадзе из пантеона на горе Мтацминда на обычное кладбище. Правда, претворить «гениальную идею» в жизнь не дали возмущенные тбилисцы.

Кстати, единственный представитель правящей партии, который не только поддержал «патриотов», но и предложил назвать Пушкинский сквер в самом центре грузинский столицы именем Варшавы, по совместительству — книгоиздатель. Нугзар Циклаури несколько сумбурно пояснил свою позицию: «В прошлом названия улиц и скверов в Грузии назывались в честь русских поэтов и писателей не потому, что они были литературными символами, а потому, чтобы они были популярными в странах, завоеванных Россией». Можно подумать, с появлением улицы Буша тбилисцы стали на него молиться.

А вот выслушать пояснения членов «Национального союза просвещения» не пришлось. Не удалось обнаружить ни офис, ни телефоны этой организации. То ли она виртуальная. То ли «просветители» и их покровители перестарались с маскировкой. Так и остается тайной, чем им так насолили Толстой, Чехов, Белинский, Гоголь, Маяковский и Грибоедов. И что будет с открытой Саакашвили скульптурой Анатолия Собчака, памятной доской Георгия Товстоногова или бюстом Пушкина, изготовленным и поставленным на деньги горожан еще до революции 1905 года.

Зато небольшой опрос в Пушкинском сквере показал: новые инициативы жители столицы считают проявлением «клинического идиотизма». «Стыдно, в конце концов. Этот Циклаури вообще знает, кто такой Пушкин? — недоумевали прохожие. — А улицу Буша мы после 20 января переименуем в улицу Обамы?» Некоторые высказывания не позволяют цитировать цензурные соображения.

Впрочем, не менее критично идеи восприняли и представители власти.

«Эти писатели — часть нашей культуры. Не будем отсекать ее от себя, потому что Грузия сыграла в российской культуре огромную роль. Абсолютно непонятно, почему мы должны от этой роли отказываться», — заявил новый министр культуры Григол Вашадзе. Между прочим, супруг худрука Грузинского балета, считающей себя «русской балериной» Нино Ананиашвили. Вице-спикер парламента Михаил Мачавариани даже признал, что «творчество Пушкина любят и ценят в Грузии».

Грузинские СМИ буквально стерли в порошок инициаторов переименования улиц и сноса памятников. Газета «Квирис палитра» («Палитра недели») разгромную статью о псевдопросветителях опубликовала под ироничной рубрикой (причем по-русски) «Вот деревня!». Еженедельник «Асавал-дасавали» дал материал «Долой Нугзара Циклаури! Да здравствует Александр Пушкин!». И опубликовал программный пушкинский «Памятник». Политолог Сосо Цинцадзе назвал предложение депутата Циклаури «пещерной русофобией» и обвинил в расизме.

Впрочем, от грузинских властей в их нынешнем состоянии можно ждать чего угодно. Они и в лучшие для себя времена выдавали перл за перлом. Так, перед каждым визитом в Грузию президента Азербайджана Ильхама Алиева (когда обсуждались поставки энергоносителей) в Тбилиси, причем в самом старом его районе, появлялись то бюст Гейдара Алиева, то памятная стела. Затем имя Алиева-старшего присвоили части набережной, у которой сам Саакашвили в свое время торжественно отнял имя Сталина в пользу первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа.

В прошлом году у Тбилисского государственного университета президенты Грузии и Украины открыли памятник Тарасу Шевченко, имеющему такое же отношение к старейшему грузинскому вузу, как Ющенко и Саакашвили к победам киевского и тбилисского «Динамо» в футбольном Кубке кубков.

Но самая оригинальная история произошла с улицей Пекина. Ее сделали проспектом Константина Гамсахурдиа — в честь классика грузинской литературы. Однако перед визитом Саакашвили в Китай вернули старое название. А вскоре после этого переиграли обратно. В конце концов оставили… оба названия.

Ну и самое скандальное решение. В угоду купившим гостиницу «Иверия» инвесторам тбилисская мэрия выслала из центра в пригород конную статую царя Давида Строителя, причисленного Грузинской православной церковью к лику святых. Избавлялись от памятника стыдливо — ночью.

Источник: Известия

  • 59
  • 17.11.2008 00:24

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода