Балтия: Кризис бьет не по паспорту

Читати цю новину російською мовою
Балтия: Кризис бьет не по паспорту
Для Эстонии, Латвии и Литвы, гордившихся званием «балтийских тигров» – за быстрый рост национальных экономик, значительно опережавший по своим темпам показатели Центральной Европы, «жесткая посадка» при наступлении кризиса не могла

Мировой финансово-экономический кризис вызвал подъем протестных настроений во всей Европе. Для Эстонии, Латвии и Литвы, гордившихся званием «балтийских тигров» – за быстрый рост национальных экономик, значительно опережавший по своим темпам показатели Центральной Европы, «жесткая посадка» при наступлении кризиса не могла пройти без политических последствий.

Для этих «молодых демократий» вообще характерна четкая зависимость политической ситуации от экономических показателей. Экономический спад и намеченные властями антикризисные меры, за счет повышения налогов, замораживания зарплат и сворачивания социальных программ, вызвали волну возмущения у большинства населения стран Балтии.

В Латвии, где, согласно данным Eurobarometrs, наблюдается наивысший в ЕС уровень недоверия правительству (79%) и парламенту ( 86%), это вылилось в известные беспорядки в центре Риги, последовавшие за 10-тысячным митингом на Домской площади, организованном оппозиционными партиями, Объединением свободных профсоюзов Латвии и десятками общественных организаций. Недовольство ситуацией в латвийском обществе достигло такой точки, когда оно начало трансформироваться в агрессию.

«Вседозволенность в действиях правительства привела к вседозволенности на улицах города», — объяснил события 13 января оппозиционный депутат латвийского Сейма Дзинтарс Закис. С ним согласен и глава популярного оппозиционного объединения «Центр согласия» Янис Урбанович. «Народ уже не видит других способов. Как привлечь внимание к своим проблемам и влиять на властей – как только дебоширить», — полагает этот политик.

Наиболее значимыми политическими итогами событий в Риге следует считать ультиматум президента Латвии Валдиса Затлерса, выдвинувшего Сейму ряд требований, главное из которых – до 31 марта внести в Конституцию страны поправку, дающую право гражданам осуществлять через референдум роспуск парламента, а также заявление премьер-министра Иварса Годманиса о готовности уйти в отставку, «если это поможет улучшить ситуацию в стране». Таким образом, события на рижских улицах, спровоцированные кризисом экономики, в скором времени могут привести к кризису и в политической системе Латвии.

В Литве, где также налицо резкий экономический спад, уровень недоверия народа исполнительной и законодательной властям республики сопоставим с Латвией. Согласно исследованию, проведенному в конце 2008 г., 71% опрошенных не доверяет парламенту и 61% – кабинету министров.

Решая проблемы противостояния экономическому кризису, новое правительство Литвы, как и предсказывали накануне недавних парламентских выборов, оказалось между молотом и наковальней. Наращивание расходной части бюджета ради увеличения социальных выплат и зарплат бюджетников чревато ухудшением экономических макропоказателей и угрозой банкротства самого государства. А увеличение доходной части бюджета за счет простого налогоплательщика и сокращения социальных расходов, предупредили общественные организации, грозит социальным взрывом.

Фактически, это уже произошло в Литве 16-17 января, причем, в отличие от Латвии, акции протеста прошли во всех крупных городах страны, а не только в столице. Инициатором митингов и демонстраций против политики властей выступила Литовская конфедерация профсоюзов. В Вильнюсе у зданий парламента и правительства митинговало свыше 7 тысяч человек.

Участники акции требовали остановить налоговую реформу, не отменять индексацию зарплат и социальных выплат, не снижать зарплаты госслужащим и бюджетникам, не повышать НДС, возобновить трехсторонний социальный диалог. «Требования только экономические. Мы не стремимся к свержению правительства», — подчеркивал накануне мероприятия председатель ЛКП Артурас Черняускас, и добавлял: «Мы надеемся, что не будет так, как в Риге». Получилось, однако, еще жестче, чем в столице Латвии…

В этот же день беспорядки были в Шяуляе, где демонстранты (в основном молодежь) пытались прорваться в здание мэрии, освистали вышедшего к ним вице-мэра. В Алитусе протестующие, желая предъявить требования руководству города, ворвались в мэрию, заняли зал заседаний и заявили, что не уйдут, пока не встретятся с властями. В Каунасе небольшая группа людей явилась с требованиями к мэрии, но обошлось без эксцессов.
Принятые силовыми структурами после беспорядков в Вильнюсе меры по охране общественного порядка возымели свой эффект. Состоявшийся на следующий день митинг в Клайпеде, в котором участвовало 2 тысячи манифестантов, прошел мирно, однако и здесь не обошлось без задержанных с камнями и бутылками провокаторов.

Председатель литовского парламента Арунас Валинскас и премьер-министр Андрюс Кубилюс еще по горячим следам, вечером 16 января, выступили с совместным заявлением, в котором выразили понимание «тяжелой ситуации людей и экономических потрясений», но предупредили, чтоне будет никакого диалога с погромщиками, «цель которых одна – внести раздор и навредить государству». Относительно недавно приступивший к работе состав Сейма и правительства Литвы имеют определенное время и пространство для маневра с тем, чтобы извлечь уроки из прошедших событий и изменить свои подходы к борьбе с кризисом, приводящие к массовому недовольству граждан.

В Эстонии, по данным социологов, поддержка правительства упала до самого низкого с 2005 г. уровня. 89,5% опрошенных газетой Postimees считают высокой вероятность массовых беспорядков по рижскому сценарию. При этом большинство респондентов придерживается мнения, что в основе возможных беспорядков будут лежать экономические причины.

«Балтийские страны находятся «в одной лодке». Просто экономические проблемы не достигли пока латвийского уровня», – оценивает ситуацию в республике депутат Рийгикогу (парламента) Андрес Херкель. Кроме того, в стране сохраняется выраженный этнический раскол, вызванный событиями «бронзовой ночи» апреля 2007 г. и жестоким подавлением акций протеста против переноса памятника Воину-освободителю в Таллине.

Напомним, что тогда было арестовано более 1200 человек, свыше 200 получили ранения и травмы, погиб российский гражданин, было возбуждено 570 уголовных и административных дел. Кстати, обратила на себя внимание информация о том, что вечером 13 января генеральный директор эстонской полиции Райво Китс позвонил начальнику Госполиции Латвии и выразил готовность прийти на помощь латвийским коллегам.

И все-таки, полагает председатель городского собрания Нарвы Михаил Стальнухин, подобное латвийским развитие событий неизбежно и в Эстонии, несмотря на все предостережения властей и силовых структур страны. «Наши экономические показатели катятся вниз и при нынешнем развитии событий в обозримом будущем сравняются с показателями Латвии, и, в конце концов, массовая безработица и резкое снижение уровня жизни выведет людей на улицы, – утверждает этот известный и популярный в Эстонии политик. – И когда терпение людей окончательно лопнет, их не испугают даже жуткие воспоминания о D-терминале» (ангар в Таллиннском порту, куда полиция свозила и допрашивала участников «бронзовой ночи» — прим.). Стальнухин уверен, что в Эстонии, как и в Латвии и Литве, протесты будут носить вненациональный характер.

Это мнение эстонского политика идет вразрез с попытками ряда политических деятелей, журналистов и представителей силовых структур стран Балтии объявить зачинщиками беспорядков русских жителей этих республик и фактически возложить на Москву ответственность за дестабилизацию внутриполитической обстановки этих стран.

Так, национальные СМИ Латвии утверждали, что во время столкновений в Риге была чаще слышна русская речь, а погромы якобы были организованы русскоязычными провокаторами, которым удалось увлечь за собой и ничего не подозревавших латышей. В то же время полиция Латвии утверждает, что 92% задержанных – полноправные граждане страны (в то время как среди русскоязычных по-прежнему велика доля «неграждан»). Да и мэр Талина Эдгар Сависаар после беседы со своим коллегой из Риги сообщил, что большую часть протестовавших в столице Латвии составляли латыши.

В свою очередь, президент Литвы Валдас Адамкус прозрачно намекнул на «руку Кремля» в организации беспорядков в Вильнюсе. «Напрашивается мысль, что беспорядки организованы извне, — заявил глава государства. — Это началось в Эстонии с «Бронзового солдата», затем события в Риге, а сегодня – в Вильнюсе. Это наводит на определенного рода мысли».

Экспертное сообщество обращает внимание на то, что нынешние события в Риге и Вильнюсе, а также произошедшее в 2007 г. в Таллине действительно имеют ряд общих моментов. Во-первых, во всех случаях беспорядки были выгодны правящим элитам. Во-вторых, во всех трех странах имелись политические силы, которые хотели бы воспользоваться обострением общественной ситуации. В-третьих, отмечается активное участие в акциях протеста обычно политически инфантильной молодежи. И, в-четвертых, что касается беспорядков в Риге и Вильнюсе, абсолютное большинство бунтовщиков – представители титульной национальности.

Эксперты авторитетного агентства Bloomberg предупреждают, что экономическое положение Эстонии, Латвии и Литвы – сейчас самое сложное в ЕС. У стран Балтии могут быть большие социальные проблемы и весьма вероятна политическая нестабильность. «Бунты булыжников» в Риге и Вильнюсе – возможно, последнее предупреждение политическим и экономическим элитам Прибалтики о необходимости серьезных перемен.

Источник: Росбалт

  • 38
  • 22.01.2009 22:27

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода