Вот она какая, третья мировая

Читати цю новину російською мовою
Вот она какая, третья мировая
Теоретики 20-х годов, прогнозируя: «Война будет механизирована до крайних пределов», ничуть не ошиблись. Но сейчас на смену механическим войнам идут информационные. Им тоже не обойтись без «мускулов» – сверхточных ракет и бойцов в

Интернет-диверсанты, способные убедить страну в том, что она уже проиграла, куда опасней роботизированной пехоты. «Газета…» взглянула на первый день такой войны глазами обычного киевлянина

Теоретики 20-х годов, прогнозируя: «Война будет механизирована до крайних пределов», ничуть не ошиблись. Но сейчас на смену механическим войнам идут информационные. Им тоже не обойтись без «мускулов» – сверхточных ракет и бойцов в новейшей экипировке.

Однако главной силой – и главной целью атак – станет все, что связано с информацией. Без локаторов и спутников-шпионов не взлетит ни самолет, ни ракета, а интернет-атакой на вражеское общество можно добиться большего, чем бомбардировкой. И хотя военные не спешат раскрывать свои секреты, основные черты грядущих войн можно рассмотреть в тех разработках, о которых становится известно.

В интернете уже воюют

В военных ведомствах многих стран существуют специальные отделы, моделирующие и проводящие компьютерные атаки. Хакеры должны добывать сверхсекретные сведения, заражать вирусами вражеские компьютерные сети или намертво блокировать их. Уже сейчас сайт Пентагона ежедневно атакуют более тысячи раз. НАСА перед запуском космических кораблей отключает всю электронную почту сотрудников.

«В киберпространстве война уже началась, – пишется в докладе Пентагона. – И это битва, которую мы проигрываем. Самые опасные противники – военные и спецслужбы иностранных государств. Они изощрены, хорошо оснащены и последовательны. Их намерения ясны, их успех ощутим». Недавно Барак Обама ввел специальный пост директора по киберпространству в СНБО США.

А информационные кампании могут привить целому обществу недоверие к собственным войскам и симпатию к противнику – так война будет выиграна до ее начала. Но если бои уже начались, то лишняя паника, посеянная умело запущенным слухом, не помешает.

«Вырубил» мобилки – и общество в ступоре

Охрана систем связи – важнейший вопрос для любой армии. Все участники войны будут стремиться вывести из строя правительственную и военную связь (а еще лучше – передавать по ним дезинформацию), отключить у населения мобильные телефоны, уничтожив ретрансляторы. Хорошо бы нейтрализовать и спутники противника – китайцы уже учатся «ослеплять» их лазерами с земли.

Разведка перебралась на орбиту

Спутники-шпионы станут ключевым звеном в системе ПРО, помогая наводить свои ракеты и сбивать чужие. А еще они будут сканировать театр боевых действий, помогая даже пехоте. Командир уже не будет искать добровольцев-комсомольцев, которые пойдут в разведку.

Он просто увидит на экране бронированного ноутбука, что его ждет впереди, кто взаимодействует с ним справа, кто подкрадывается слева. Связь с каждым подразделением позволит мгновенно предупредить своих о появлении, скажем, вражеской авиации – это даст драгоценные минуты, чтобы рассеяться и укрыться. Поэтому чьи спутники выживут – тот и победит.

Танки уходят в прошлое

Эпоха ядерного оружия сделала почти бесполезными бронированные армады. А появление ручных гранатометов с кумулятивным выстрелом вообще поставило под сомнение будущее танков. Зачем тратить миллионы на стальное чудовище весом в 70 тонн, если его сожжет полудикий талиб в грязном халате?

Панацеей для танкистов стала «реактивная броня» – она рассеивает кумулятивную струю. Но только-только ею оснастили большинство современных танков (на что ушла масса денег) – появился гранатомет двойного действия. Первая граната «снимает» защиту, вторая – пробивает броню…

Бомбардировщик спрячется в космосе

Ничего принципиально нового пока не предвидится. Разве что самолеты смогут летать еще дальше, быстрее, нести большую боевую нагрузку. Для авиации же главными по-прежнему будут технологии, делающие самолет невидимым для радаров. Перспективной идеей остаются самолеты, способные выходить в космос, а затем внезапно появляться над вражеской территорией. Некоторые из них сделают грузовыми – для десантников. Ну а разведчики-беспилотники давно стали обыденностью.

Высокоточное оружие позволит убивать без риска для себя

С помощью ракет, направляемых спутниками и лазерными прицелами, уже можно наносить удары строго по выбранным объектам. Например, разрушить мосты, аэродромы, плотины, военные заводы, железные дороги, не затронув жилые кварталы. В недавней войне грузинская авиация не могла подняться с аэродромов из-за того, что все радары были выведены из строя. А незамаскированные танки становятся беззащитны перед штурмовой авиацией.

Высокоточное оружие снизит количество жертв среди мирного населения… и лишит противника шансов на ответный удар. Если война ведется не за территорию, а за геополитическое влияние, то войска можно и не вводить. «Забомбил» врага в каменный век – и пусть истребляет сам себя за банку тушенки.

Корабельные пушки будут бить на 400 км

Уходит в прошлое эпоха кораблей с гигантскими орудиями на бортах. Ракеты эффективнее. Но в США уже разрабатывают «электромагнитную пушку» – устройство, которое швыряет боеприпас по направляющим рельсам. Причем импульс в пушке такой, что снаряд рискует испариться. В феврале 2008 года ВМФ продемонстрировали рельсотрон, снаряд которого развил дульную скорость 9000 км/час.

К 2020 их планируют установить на боевые корабли. Оружие будет поражать цель на расстоянии 400 км (!) с отклонением до 5 метров. Не утратят своего значения и подлодки с атомным оружием на борту. Им проще подобраться к территории противника. А время подлета ядерной ракеты будет столь малым, что не сработает система ПРО.

На солдата наденут робота

Новые концепции войн предполагают молниеносные операции хирургической точности. А исполнителями должны быть хорошо подготовленные профессионалы, владеющие не столько оружием и рукопашным боем, сколько электроникой. Технические новинки западных армий поражают. Боец «упакован» в удобный пожаростойкий костюм с легким бронежилетом, выдерживающим прямые попадания из автомата Калашникова.

А вскоре будет доработан экзоскелет. Солдат в нем напоминает робота, фактически это человекотанк – бронированный, компьютеризованный монстр. К тому же устройство на ногах повторяет биомеханику человека, добавляя ему силы. Такой солдат сможет бегать с более чем 100-килограммовой нагрузкой. Представьте, сколько он может прихватить боеприпасов, какие расстояния преодолеть.

Для удобства пехоты уже разработаны телекамеры с обзором в 360°, которыми можно выстрелить в сторону противника и рассмотреть, что там происходит. Появились всевозможные лазерные и телевизионные системы, встроенные в бронированный шлем.

Увы, Украине о таком уровне остается только мечтать. Наши солдаты зачастую одеты в допотопную форму (какие уж там экзоскелеты или системы спутниковой навигации!), армия использует технику, созданную в СССР. Финансирование не удовлетворяет даже минимальных нужд военных. И глупо думать, что это нам не аукнется. Как говорил Бисмарк: «Кто не хочет кормить свою армию – скоро будет кормить чужую».

Как это будет

Утро первого дня

За окном давно рассвело, я проспал безнадежно. Молчит электронный будильник, включенный в сеть. Видимо, тока нет. Нужно срочно звонить на работу, предупредить. Мобильный ведет себя странно. Связь то исчезает, то появляется на столь короткий срок, что я не успеваю набрать номер. Чертыхнувшись, побежал в ванную. Но воды нет. Никакой.

Наскоро одевшись, бегу вниз по лестнице, не надеясь, что в отсутствие электричества работает лифт. Во дворе стоят десятки жителей нашего дома. Странно, будний день… Вид у людей напряженный. Явно решают что-то экстренное. Но я уже бегу к метро.

И тут я с ослепительной ясностью понимаю, что ВСЕ не так. В соседнем дворе тоже стоит молчаливая, испуганная толпа. И еще в одном дворе, и еще… Сейчас часов 12, но обычного автомобильного гула, наполняющего Оболонь до позднего вечера, не слышно. Улицы пусты. Под ногами стоит вода. Может, где-то рядом мощная авария водопровода – вот и электричество отключили, и перекрыли дороги?

Но я все равно продвигаюсь к метро. Люди во дворах молча провожают меня взглядом. Издалека вижу разбитые витрины гастронома. Ничего себе… У подземного перехода – никого. Только за бордюром валяется какой-то большой развороченный мешок. Мельком взглянув на него, прохожу еще два шага… С трудом, не менее чем за полминуты, заставил себя обернуться. Это не мешок. Это лежит убитый милиционер. Кобура пустая.

Вода все прибывает. Она уже не струится, а льется грязным потоком по ступенькам перехода. Я осторожно спускаюсь. Двери метро закрыты, возле них образовался водоворот. Выбегаю на улицу, стараясь не смотреть на мертвеца.

Недалеко раздается рычание захлебывающегося мотора – на Оболонский проспект, рассекая воду, вылетает бронетранспортер. Башня резко крутнулась, два черных ствола смотрят в мою сторону. Бросился к своему дому. Из окон выглядывают жильцы, машут руками: «Назад, назад!». Бегу со всех ног. Доносится вой обезумевших кошек, не успевших выбраться из подвалов.

Во дворе еще бродят немногие люди. Смотрят настороженно.

– Да что происходит-то?! – ору я на них.

– Ты еще не знаешь? Война началась. Транспорта нет, электричества нет. Даже радио не фурычит. Сидим вот, ждем…

– А вода откуда?

– Приезжали на джипе из Вышгорода, говорят, по дамбе ударила ракета. Дамба еще держится, разваливается постепенно. Нам-то ничего, а вот Вышгороду – крышка. Весь смоет. Ты бы по улицам сейчас не ходил… Народ звереет, берет на абордаж магазины. Милиция уже броневики выслала – это они тебя чуть не подстрелили.

Над головой что-то оглушительно хлопнуло. Ударной волной в домах выбило стекла. Раздались крики раненных – тех, кто стоял у окон. Поднявшись, я понял, что это не бомба. На нас, медленно кружась, опускаются небольшие листы бумаги. Я поднял из воды один и прочел:

«Украинец! Твое правительство бежало. Твоя армия уничтожена. Сопротивление бесполезно. Выбирай – жить в новом цивилизованном государстве или умереть. Не подчиняйся незаконным приказам бывших военных или полицейских. Не выходи на улицу. Наведение мира займет два дня».

Подпись: «Администрация протектората «Украина».

Знающий человек

«Армия станет похожей на конструктор»

Алексей МЕЛЬНИК, ведущий эксперт военных программ Центра Разумкова:

– Чтобы с полной уверенностью утверждать, какими будут военные конфликты лет через 10-15, и какие угрозы станут наиболее актуальными, надо быть ясновидцем. Поэтому многие государства действуют, исходя из концепции адаптивной обороны: армия должна обладать способностью оперативно подстраиваться под любую ситуацию. Вместо традиционной организации вооруженных сил, когда боевые задачи выполняют заранее сформированные бригады, роты и полки, в силу вступает модульный принцип. Армия разбита на «фрагменты конструктора», из которых «собираются» подразделения для проведения конкретных операций.

Что касается новых вооружений – то с ними сложнее всего. Иногда полный цикл производства современной военной техники – от решения о разработке до принятия на вооружение – может занять десятки лет, а затем эти образцы эксплуатируются еще 30-50 лет. А условия за это время могут измениться, и оружие, в которое вложены сотни миллионов, окажется бесполезным.

Взять, например, истребитель «Еврофайтер»: Европа начала работу над ним в 80-х годах, продолжает финансировать проект, но сейчас нужны не истребители, а вертолеты и транспортные самолеты. Но это не значит, что правильным решением был бы отказ от истребителей – через 10 лет они могут быть снова востребованы. А может, нет? Цена ошибки очень высока. И не только в денежном исчислении.

Украинской армии сейчас не до модернизации: она пытается выжить и сохранить кадры. Впрочем, ограниченное финансирование сегодня и отсутствие радужных перспектив в обозримом будущем должны стать поводом для более тщательного определения приоритетов и пересмотра прожектов на предмет их реалистичности.

Солдат будущего



Шлем

Оснащен системами голосовой связи и дисплеем, на котором отображается информация о положении на поле боя бойца и его команды, об уровне энергии в батареях костюма, о присутствии в воздухе химических веществ, уровне радиации. На дисплей передаются данные со спутников и самолетов-разведчиков. В шлеме находятся оптический и инфракрасный прицелы, совмещенные с оружием.

Экзоскелет

Питается энергией от батареи, размещенной на спине. Батарея дополнительно подзаряжается от каждого шага. Сила «ног» и «рук» экзоскелета больше человеческой примерно в 100 раз. Он позволяет переносить сотни килограммов груза, бегать как олимпийский чемпион, подпрыгивая на 5 метров. Солдата можно использовать как танк, навесив тяжелое вооружение, или как транспортное средство.

Защита

«Сила» экзоскелета позволяет установить броню, защищающую от любых пуль, сделать одежду солдата пожаростойкой, установить датчики, анализирующие состояние здоровья бойца. Если солдат будет ранен, то через сеть искусственных «вен» в его организм автоматически попадет лекарство. Если устанет – можно добавить адреналин.

Оружие

Разные типы манипуляторов на «руках» позволяют использовать любое стрелковое оружие. Оно будет совмещено с компьютером в шлеме. В случае внезапного появления врага манипулятор мгновенно направит на него ствол. А солдат решит, нажимать на курок или нет.

  • 73
  • 19.03.2009 22:28

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода