Ядерный обмен. Москва предлагает увязать договор о СНВ с размещением американской ПРО в Европе

Читати цю новину російською мовою
Ядерный обмен. Москва предлагает увязать договор о СНВ с размещением американской ПРО в Европе
В понедельник в Женеве стартует очередной раунд российско-американских консультаций по подготовке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений — СНВ-3. Россия готова пойти на радикальное сокращение носителей

В понедельник в Женеве стартует очередной раунд российско-американских консультаций по подготовке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений — СНВ-3. Россия готова пойти на радикальное сокращение носителей — в несколько раз по сравнению с Договором СНВ-1. И при этом настаивает, что количество связанных с ними боезарядов должно быть меньше того уровня, что установлен Московским договором 2002 года (то есть 1700-2200 единиц). С таким заявлением Дмитрий Медведев выступил в минувшую субботу в Амстердаме.

О своих предложениях американским коллегам российский президент объявил на пресс-конференции по итогам переговоров с голландским премьером Яном Петером Балкененде. Одной из тем для обсуждения, по словам Медведева, были вопросы безопасности в Европе, что для России напрямую увязано с планами по развертыванию американской ПРО.

Размещение объектов противоракетной обороны на европейской территории было, напомним, идеей прежней администрации США, однако новый президент Барак Обама хоть и притормозил процесс, но окончательного «нет» не сказал. В начале июля Обама приедет с визитом в Москву. Срок Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009-го, так что к приезду Обамы на руках у переговорщиков должен быть «черновик» нового документа. После двух предыдущих раундов переговоров процесс явно застопорился. Собственно поэтому Медведев и озвучил российские предложения в Амстердаме.

 — Мы готовы сократить стратегические носители в несколько раз по сравнению с Договором СНВ-1. Что касается связанных с ними боезарядов, то их количество должно быть ниже уровня, установленного Московским договором 2002 года, как мы и договаривались с президентом Бараком Обамой, — сообщил российский лидер.

Эти предложения (как напомнил Медведев) реализуемы, только если Америка снимет «российские озабоченности по ПРО»: „При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре“. Обама о таком условии Москвы знает. Еще в начале апреля в Лондоне на первой встрече лидеров было принято совместное заявление, где правительствам двух стран было предложено учитывать „взаимосвязь этих элементов“.

Само по себе сокращение ядерного потенциала России выгодно, полагают эксперты. Все просто: наш ядерный потенциал и так, без всяких договоров, исчезает. Москва хоть и расходует, как утверждает командующий РВСН Николай Соловцов, каждый четвертый рубль гособоронзаказа на развитие своих ядерных сил, но все равно не в состоянии поддерживать паритет с Вашингтоном в этой сфере. Если в середине 2008 года на вооружении РВСН находилось 415 ракетных комплексов четырех различных типов (суммарно они были способны нести 1575 ядерных боезарядов), то, по данным на 1 января 2009-го, их количество сократилось до 385 ракет (и соответственно 1357 боезарядов). При этом Соловцов уверен: если новый договор с США установит порог где-то в районе 1500 боеголовок, то Россия справится с задачей ядерного сдерживания США. Но именно возможность размещения ПРО в Европе сбивает все представления о паритете. Военные опасаются, что в случае ее появления „под прицел“ попадет часть ядерного наступательного потенциала России. Например, новейшие шахтные межконтинентальные ракеты „Тополь-М“ под Саратовом и мобильные установки тех же „Тополей“ под Ивановом в поселке Тейково.

Предложенная Медведевым альтернатива — либо ПРО, либо новый договор по СНВ — выглядит как ультиматум. Однако сложно представить, чтобы российский президент стал озвучивать такие инициативы спонтанно, без опоры на контакты с нынешней американской администрацией. В воскресенье Госдеп США никак не комментировал инициативу Дмитрия Медведева. Остается надеяться, что в июле на встрече двух лидеров станет ясно, смогут ли президенты договориться по вопросу „СНВ-ПРО“.

 

МНЕНИЯ

Александр Коновалов,
президент Института стратегических оценок:

Предложение Медведева, с одной стороны, отражает процесс старения и неизбежного снятия с вооружения наших старых ракет, которые уже выслужили не один гарантийный срок. С другой стороны, свидетельствует о наличии у нас воли сокращаться, и сокращаться значительно. Для Америки это важно прежде всего тем, что можно послать четкий сигнал пороговым державам, прежде всего Ирану, объяснить, что мы соблюдаем договор о нераспространении. А там есть шестая статья, по которой ядерные державы обязуются сокращать свои потенциалы вплоть до нуля в перспективе.

Владимир Дворкин,
главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений:

Точка зрения об отсутствии необходимости нового договора по СНВ, высказываемая в некоторых кругах США и России, абсолютно несостоятельна. Наши отношения далеко не столь безоблачны, чтобы обойтись без нового договора. Достаточно того, что фактически Россия и США до сих пор находятся в состоянии взаимного ядерного сдерживания. Поэтому решения двух президентов подписать до конца этого года новый договор по СНВ вполне оправданны. В то же время заявление президента о готовности России в несколько раз сократить количество стратегических носителей по сравнению с уровнем, установленным Договором СНВ-1, то есть 1600 единиц в случае решения проблемы ПРО, вызывает по меньшей мере удивление. Поскольку уже в январе 2009-го у России, согласно результатам обмена данными, в боевом составе ядерной триады, реально было не более 650 стратегических носителей. И дальнейшее их сокращение недопустимо, так как Россия не сможет поддерживать ядерный баланс с США в условиях нового договора по СНВ.

Эрмитаж открылся в Амстердаме

Нидерланды в 2008-м стали третьим по объемам внешнеторговым партнером России после Германии и Китая, но президенту Дмитрию Медведеву хочется надеяться, что это не предел. В ходе переговоров с премьером Яном Петером Балкененде и представителями деловых кругов он активно приглашал голландцев к участию в совместных проектах с Россией. Причем не сырьем единым жива торговля. „Что касается инновационной, высокотехнологичной сферы, сферы IT и сопряженных сфер, то, конечно, для нас это ключевая абсолютно тема, я считаю, что компании из Нидерландов накопили очень хороший опыт. Здесь довольно серьезное поле для сотрудничества“, — отметил Медведев. Голландцы только „за“. В компании Philips, например, до сих пор помнят огромный контракт на поставку лампочек для освещения Зимнего дворца, заключенный в 1898 году (одна из лампочек того времени была преподнесена президенту как сувенир), и мечтают о чем-нибудь не менее масштабном. Впрочем, Россию и Нидерланды связывают не только торговля, но и прочная культурная нить. В Амстердаме Медведев с супругой Светланой открыли филиал Эрмитажа, где будут проходить выставки русского искусства.

Источник: Известия

  • 38
  • 22.06.2009 17:20

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода