Украина, мартовские иды

Читати цю новину російською мовою
Украина, мартовские иды
Что имелось на начало марта? Прошла инаугурация, но премьер Тимошенко все еще оставалась в Кабмине, совершенно не признавая В.Януковича президентом. Что, в общем. Предполагало весьма неконтролируемое развитие событий. Что делать президенту?

Эта статья разъясняет текущую политическую ситуацию на Украине, учитывая, что основные слои российской общественности не очень понимают, что там происходит и, возможно, даже думают, что вот-вот появится новое правительство. Текст длинный, зато технологичный, а не стратегический.

Что имелось на начало марта? Прошла инаугурация, но премьер Тимошенко все еще оставалась в Кабмине, совершенно не признавая В.Януковича президентом. Что, в общем. Предполагало весьма неконтролируемое развитие событий. Что делать президенту? Понятно, что: аннулировать коалицию в Раде, снять Тимошенко, назначить нового премьера. Главное. Что все надо было делать последовательно.

Поэтому накануне 1 марта В.Янукович заявил о необходимости активизировать переговоры по созданию новой коалиции и призвал спикера В.Литвина выступить их организатором. Литвин ответил, что «понимает, что это нужно сделать». Вообще, составление коалиции — дело заинтересованной стороны, которой в данном случае была Партия Регионов. Причем тут Литвин? А он глава парламента и заинтересован в том, чтобы его не распустили, иначе ему спикером не быть. Литвин согласился стать организатором, добавив, что «коалиции де-факто нет». Ее и в самом деле не было, физических голосов меньше половины, к тому же Литвин, подготовившийся к встрече, добавил, что из более чем 2 тысяч нормативно-правовых актов, принятых в Раде, только 130 было принято силами коалиции. Кроме того: «Если есть коалиция в Верховной Раде, то должен быть бюджет». Ну его нет, хотя вот уже скоро и мартовские иды.

В этот момент (да и позже) считалось, что в досрочных выборах заинтересованы только Тимошенко, Ющенко, Тигипко и Яценюк. Соответственно, новые выборы не очень нужны нынешним парламентским партиям, возникшие Яценюк и Тигипко с их партиями отъедят голоса.

Но Литвину поручили, а он – не справится. Идея состояла в том, чтобы склонить к коалиции фракцию НУНС. А Литвин не только спикер, а еще и глава Блока Литвина, входившего в предыдущую коалицию. Но в НУНС слишком много группировок со своими взглядами на жизни и политическую целесообразность….

К слову, над коалицией в тот момент висело требование Литвина доказать свое существование – предъявить 226 подписей. Их не было.

Что делали другие фигуранты? Пресс-служба правительства сообщила о том, что 1 марта состоится внеочередное заседание Кабмина. Повестка сообщена не была, но все знали что на 2 марта в Раде запланировано голосование за отставку Тимошенко.

1 марта

Тимошенко начала день с художественного заявления, потребовав, чтобы во вторник (2-го) Рада рассмотрела проект постановления о ее отставке. То есть, заседание на эту тему уже назначено на 3-е, а она хочет раньше. Зачем? Раз уж голосование по отставке неизбежно, то она хочет, чтобы все происходило в ее рамке, а именно: «если это постановление набирает большинство голосов – будет понятно, кто за это постановление голосует, и тогда будет понятно, кто поддерживает антиукраинское большинство в парламенте». И это. По ее совам. И будет «момент истины»

По неизвестной причине она не обратила внимание на то, что к тому времени в НУНС за сохранение нынешней коалиции выступали только 25 депутатов. Мало того, по словам главы фракции НУНС Мартыненко, у них уже имелся кандидат на пост премьера, «чья кандидатура консолидирует 60 голосов» и это, разумеется, не Тимошенко. Оставался вопрос – 60 голосов, это для какой именно коалиции?

То есть, они могли и к Тимошенко, и к Януковичу. Но оказалось, что Тимошенко не хочет понимать, что вопрос с НУНС стоит так – или она не премьер, или нет коалиции.

2 марта

Спикер В.Литвин объявил об отсутствии коалиции в парламенте. Здесь интересно, что все произошло очень мирно — не так что Литвин своей волей наперекор всему признал коалицию не существующей, когда 2-му марта ему не предоставили список ее участников. Нет, все было в рабочем порядке. Спикер пришел на заседание руководителей парламентских фракций. Там. по его словам, «представители НУНС, Партии Регионов и Блока Литвина констатировали, что голосов у этой коалиции нет». С формальной стороны дальнейшее развитие событий теперь было связано с 30 днями — за это время либо возникает новая коалиция, либо парламент распускается.

Эта спокойная развязка означала, что тема считается исчерпанной. Участники коалиции очень спокойно с ней покончили, значит — все уже поняли, что в украинской политике начался новый этап. Хаос не возник, Тимошенко со своей потенциальной фрондой за тему сохранения коалиции не зацепилась. А ее последующие слова о том, что «настоящей останется объединенная демократическая команда и настоящим останется мое лидерство в этой демократической команде»уже сообщали, что она готова в оппозицию. Самое разумное, что она тут могла бы сделать — тут же подать в отставку. Даже в БЮТ уже понимали, что отставка произойдет. Нет, почему-то она захотела еще раз почувствовать себя жертвой.

И вот здесь все опять все по отдельности: отставка правительства и создание новой коалиции — это разные темы. По словам регионала Ефремова, «На сегодняшний день просматривается большинство, которое способно создать коалицию в парламенте, и уж точно есть большинство, чтобы проголосовать за выражение недоверия правительству». Он же подтвердил, что Регионы ведут переговоры с НУНС о новой коалиции – речь еще шла о том, что в коалицию войдет вся фракция – а ее требование известно, свой премьер.

Еще Ефремов добавил, что развал коалиции не влечет за собой отставку спикера. «Спикера парламента выбирает не коалиция, а весь парламент, поэтому в данном случае Литвина это не касается». Конечно, он успокаивал Литвина — что стоит «всему парламенту» при наличии большинства сменить спикера? Интересно, кстати, насколько в последние месяца возросла роль самого Ефремова в качестве главной говорящей головы Регионов. В этом качестве он себя еще проявит позже.

3 марта

Рада отправила Тимошенко в отставку. Надо отметить, что это все же категорическая победа Януковича – все-таки аннулирован премьер, который публично не признавал его президентство. Что бы он с этим делал?

При этом Тимошенко действовала уже по новому сценарию. Вошла в сессионный зал только за несколько секунд до окончания доклада Н.Азарова — точка зрения на ее премьерство ей была совершенно не интересна. Мало того, свое выступление она начала с заявления о том, что «вопрос отставки правительства рассматривается по ее инициативе, чтобы увидеть расклад сил в парламенте». Разумеется, к реальности это не имело никакого отношения, что не помешало ей сообщить, что наступил «момент истины». Но, кажется, она могла бы предполагать исход голосования.

В этих словах можно было видеть некоторое смущение ума, но дальше получилось еще круче. Как выяснилось, еще накануне Тимошенко на фракции сообщила, что для ее избирателей отставка правительства означает, что все члены Кабмина покидают свои рабочие места. Вообще-то по закону правительство продолжает работать до появления нового Кабмина.

Ну а если правительство собирает вещи и тут же уходит, то, значит, до появления нового правительства работать не будет никто. Тем не менее, этот бред оказался реальностью. Тимошенко сказала, что «не будет ждать создания новой коалиции и не будет исполняющим обязанности премьер-министра».

Этот момент тоже должен был обрадовать Януковича: Тимошенко и все ее министры с приставкой и.о. могли оставаться в Кабмине хоть до морковкина заговенья, а это бы сильно нервировало участикок создания новой коалиции. Нет, она почему-то решала сильно облегчить жизнь Регионам. Был ли в этом Глобальный замысел?

Но еще раз следует обратить внимание на то, что в этот раз все происходит четко. Один день — решение об отсутствии коалиции. Следующий день — отставка премьера. Дальше — говорим о новой коалиции или о новых выборах. При этом ни одно из действий прямо не связано с предыдущим. Само голосование за отставку не было обязано тут же создать новую коалицию, мало того 15 голосов от НУНС поданных против Тимошенко совершенно не свидетельствовали о том, что фракция готова войти в коалицию. Но это и не новость — они не могут разобраться, чего именно хотят. Даже в „Нашей Украине“ не было единого мнения относительно „своего“ кандидата в премьеры: и Яценюк, и Тигипко, и Ющенко, и даже Тарасюк.

Но в этот момент впервые был упомянут вариант, при котором возникнет не коалиция на фракционной основе, а на индивидуальной. Определенная юридическая неясность тут ощущалась сразу. БЮТ тут же начал утверждать, что коалицию составляют фракции, а не депутаты. То есть, внефракционные вообще не причем. Требование странное, но уж какое есть. Сомнительность ситуации предполагалось обойти с той стороны, что стране нужен премьер и министры — тем более, что Тимошенко и ее министры работать отказались. Правительства просто нет и сколько это будет продолжаться?

4 марта

Верховная Рада внесла в первом чтении изменения в регламент, которые позволяют формировать коалицию из отдельных депутатов. Набралось 229 депутатов. Представители БЮТ и часть НУНС уже назвали эти изменения незаконными и нарушением Конституции, по их версии коалицию формируют фракции.

А вот Литвин, отвечая на вопрос о том, готов ли он признать законность формирования коалиции в составе Партии Регионов, КПУ и блока Литвина, сказал: «Если будет 226 подписей, я объявлю о наличии коалиции. Для меня главное – есть ли 226 человек, которые берут на себя ответственность за принятие решений Верховной Радой». Собственно, в этом есть логика: если парламент принимает такой закон, значит – в нем фактически есть большинство. А что еще надо для коалиции?

Но это, разумеется, предполагает подход со стороны здравого смысла, но он вовсе не обязан доминировать. К слову, какие у БЮТ есть еще варианты борьбы. Кроме утверждение антиконституционности поправок? Лидер фракции Кириленко сообщил, что единственный выход из этого положения, который видит БЮТ, — это досрочные парламентские выборы, „а дальше садиться за Основной закон и работать над гармонизацией всех этих вещей“. Это тоже интересный момент. У БЮТ есть простой способ добиться перевыборов – сдать свои мандаты. Но вот об они не заикаются. Надо думать, не уверены в том, как себя поведут люди, находящиеся дальше по списку блока. Но, казалось бы, терять нечего – почему бы не попробовать? Значит, не так уж БЮТ хочет перевыборов, понимают, что триумфа не будет, много голосов уйдут к Тигипко и Яценюку.

Выходные

Выходные были длинными (на Украине 8 марта тоже празднуют). Они дали разве что вполне бессмысленные заявления Тимошенко и Литвина. Тимошенко у Шустера заявила, что готова работать над ошибками. Их их список она не назвала, но сообщила, что первым ее шагом в оппозиции будет объединение «демократических сил». Она, то есть, хочет забрать себе всех. Для чего, не откладывая, соберет 9 марта «всех людей, которые имеют силу и волю вместе работать в оппозиции».

Литвин был еще загадочней, в эфире «Большой политики» предложив провести «закрытое сигнальное голосование за кандидатов на должность премьер-министра, чтобы увидеть реальную поддержку той или другой кандидатуры». Совершенно непонятно, какую картину он хотел получить, когда переговоры по премьеру носят коалиционный, то есть — конкретный политический характер. Это же не «Евровидение». Но заявление сообщало, что миссия, возложенная на него 28 февраля Януковичем, невыполнима. Не составил он коалицию.

Зато сильно выступил А.Яценюк, который написал открытое письмо Януковичу, сообщив, что следует создать временную коалицию до проведения досрочных парламентских выборов. Ну да, у него два интереса: или стать премьером в новой коалиции, или идти на досрочные выборы. Если с премьерство не получается, то надо требовать выборов.

Поэтому он решил присоединиться к тем, кто считает, что большинство в Раде не может быть коалицией, если в нем прямо не участвуют фракции. В письме он выражался на тему «неконституционнальных попыток парламентариев сформировать коалицию и правительство», отчего углубится некий политический кризис и «кризис государственности как таковой». Заявление имело моментальный эффект – во вторник Янукович пригласил его поговорить. И Тигипко тоже.

9 марта

Верховная Рада окончательно приняла изменения в регламент, которые позволяют формировать коалицию из отдельных депутатов, 235 голосов (плюс 6 к предыдущему голосованию). И вот тут, судя по заявлению А.Ефремова, оказалось, что Регионы вовсе не торжествуют, но выжидают. По крайней мере, прежде чем делать коалицию, надо дождаться вступления в силу закона о регламенте Верховной Рады. А что для этого надо? Всего лишь, чтобы закон подписал В.Янукович, он будет опубликован и можно будет объявить о создании коалиции. Ну а Литвин уже подписал этот закон как спикер Рады.

И вот тут, на естественный вопрос о том, какой срок понадобится президенту для подписания закона, Ефремов ответил: „От 2 часов до 15 дней“. В общем, понятно, что ничего еще не решено. Что-то в варианте такой коалиции Януковича не устраивает.

Вот тут роль Ефремова становится совсем интересной: в последнее время именно он сообщает основные вещи со стороны Регионов. Он неплохо выглядел раньше, когда ПР была в обороне, теперь оказалось, что он вполне представлять и активную часть действий. Сам он из луганской группировки, в ПР считается самостоятельным. И вот, сделала заявление, которое не сделал бы и В.Янукович, фактически сообщив, что с этим вариантом коалиции не все в порядке.

Далее Ефремов сказал традиционную фразу о том, что необходимо правительство, но тут же совершенно согласился с намерением НУНС сделать конституционное представление относительно закона о регламенте, добавив, что Регионы будут ожидать решения КС. Мало того, «если они этого не сделают, мы сами сделаем представление, потому что мы хотим чистоты жанра. Очень важно, чтобы Конституция и законы были соблюдены». Так что в ближайшую неделю новое правительство не появится. Конечно, в данном случае можно говорить о том, что политизация мешает очевидной необходимости урегулировать положение дел с Кабмином.

Самое любопытное, что точку зрения Ефремова (который вряд ли к моменту этого заявления успевал обсудить тему с Януковчем) наутро, 10-о разделил и президент. На встрече с послами стран G-8 и ЕС он сообщил, что намерен обратиться в Конституционный суд по поводу легитимности коалиции и правительства в случае индивидуального членства депутатов в большинстве. Так что на «силовой вариант» создания коалиции и правительства ПР сейчас не пойдет.

Но это еще не все события 9 марта

На «вече» возле памятника Шевченко Ю.Тимошенко назвали лидером объединенной оппозиции. Статус, конечно,декоративный, но он совершенно отвечает характеру Тимошенко. Это пока декорация, а там как знать – вдруг она сумеет повернуть дело так, что любой оппозиционер будет считаться ее сторонником. Словом, она выбрала себе вполне перспективную позицию. Любопытно также, что хоть эта должность и общественная, но на митинг Тимошенко прибыла с правительственным кортежем.

Яценюк: с самого утра возникла тема его встречи с Януковичем. Она состоялась, после чего Яценюк заявил в в эфире ICTV о том, что в парламенте все равно должна быть создана легитимная коалиция. «Если президент начнет свою каденцию с нелегитимных шагов — это подорвет доверие к власти и внутри Украины, и снаружи». В общем, как и писал в своем письме. Но есть и нюансы. Теперь он не столько напирает на антиконституционность, сколько предупреждает о последствиях: «БЮТ и другие политические силы только и ждут так называемой нелегитимности, чтобы заблокировать парламент и снова получать баллы… »

Смена аргументации явно была ответом В.Януковича, сказавшего после их встречи, что «Яценюк предпочитает вариант досрочных выборов, но я не могу пойти на такой шаг», поскольку «это большая потеря времени и ресурсов государства, страна не может позволить себе сейчас такой расточительности». Но Яценюка не убедило. То ли ему очень уж хочется досрочных выборов, то ли он не видит своего место после создания коалиции – от кадрового предложения Януковича, сделанного ему на встрече он отказался. Из чего следует, что это было не предложение премьерского поста.

Тигипко практически списал все у Яценюка, заявив, что «команда Януковича» делает ошибку, пытаясь создать новую коалицию, нарушая Конституцию. Понятно, что оба в одном положении, так что и заявления должны быть похожи. Оба хотят досрочных выборов, оба упоминались в качестве возможных премьеров от коалиции (а точнее – от фракции НУНС).

Поэтому интереснее разница. Яценюк вел себя достаточно корректно, а Тигипко почему-то решил разрушить свой сдержанный имидж, заявив, что «Проголосовав за изменения условий формирования парламентской коалиции, депутаты не только пренебрегли нормами Конституции, а и продемонстрировали политическое рейдерство в парламенте».

«Рейдерство» – вполне конкретное слов. Мало того далее в адрес Регионов было употреблено и «наступить на те же грабли», и «методы политической коррупции».

Ну, а поскольку он стало таким прямым, то и аргументы у него сильнее, чем у Яценюка: «Где гарантия, что торг с этими депутатами закончится их вхождением в коалицию, и они не продолжат шантажировать премьера и президента при каждом голосовании за важные правительственные законопроекты?» И вот тут произошло странное.

10 марта

Пресс-служба президента сообщила, что во время встречи В.Януковича и С.Тигипко последнему был сделано предложение возглавит экономический блок правительства в ранге вице-премьера. Сообщено, что С. Тигипко работать в новом правительстве согласился. Будто и не ругался накануне. Понять это нельзя, так что остается только следить за развитием этих увлекательных событий.

Источник: Полит.ру

  • 21
  • 11.03.2010 01:07

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода