Луценко как Жириновский, или Зачем бывший министр рассказывает народу сказки?
Читати цю новину російською мовоюЧто делает Юрий Луценко своими заявлениями о исторической склонности украинцев к демократии — творит усыпляющие мифы или вдохновляет народ на борьбу за эту демократию? Большой вопрос…
Юрий Луценко, бывший министр внутренних дел в правительстве Тимошенко, высказался о различиях двух народов – российского и украинского.
Вот фраза о народе российском: «Пусть у русского крыша течет в доме, корова не доена, коза померла, дети недоели, но он знает, что Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать. И он на коленях стоит перед иконой, молится на Москву и царя-батюшку и государство, которое — единственное! — способно его защитить».
А вот описание народа украинского, для которого главный идеал – это свобода: «Украина же — это страна беглых рабов. От царя, короля, князя, жены и любого беспредела. Здесь если семья работает хорошо, то вне зависимости от государства – она выживет. Главное, чтоб никто не мешал».
Честно говоря, о различии народов и наций действующие политики обычно не говорят, если только не имеют банальной цели разжечь межнациональную рознь, потому что сказанная ими фраза становится предметом популярной народной игры «кто лучше». К чему это иногда приводит – известно.
Вторая причина, по которой политик может подобное заявить, – это банальная собственная глупость, скажем прямо. И дело не в том, что политик не имеет права анализировать историю народов, а в том, что полагает, что можно вот так рубануть сплеча. Такое не позволяют себе даже профессиональные историки, потому что понимают — причины тут лежат глубже, да и понимание свободы у разных народов разное.
Есть евроатлантические стандарты свободы, а есть стандарты из Саудовской Аравии. Поэтому единственный легальный российский политик, который говорит подобное об «особенности нации», выставляя себя на посмешище ради пиара, – это Жириновский. Но клоуну все простительно.
Теперь о сути сказанного Юрием Луценко. В описании отношения русского народа к европейским стандартам свободы, Луценко прав. Действительно, история демонстрирует нам «византийские» предпочтения российских граждан. Действительно, россиянин легко перекладывает все надежды на власть и не склонен чувствовать себя гражданином, например в американском понимании. Конечно, «с молитвой на коленях перед иконой» — тут легкий перегиб, но суть схвачена точно.
И все было бы верно, если бы не действительность. Я мог бы вспоминать Новгородскую республику, где древняя Русь обгоняла Европу по уникальному устройству гражданского общества с выборностью власти и тем, что сейчас называют «референдумами». Но не хочу обращаться к истории, потому что она туманна и, кроме этого, каждый народ знал подобные славные страницы. Украина знала Запорожскую сечь – прекрасный пример своеобразной вольницы, пропитанной демократией.
Однако, все это в прошлом – отдадим историю историкам. А в нынешнем оба народа одинаково пали жертвами большевизма и одинаково сидели на партсобраниях, голосуя «За».
Оба народа прославились правозащитниками, готовыми отдать жизнь за свободу. Были Сахаров, Алексеева, Григоренко, Корчак, Рубин, Щаранский. А чего стоят, например, Василь Стус или Иван Свитличный. А потом пришло время Горбачева, и оба народа выбрали свой отдельный путь.
Далее в России было время Ельцина и активной народной демократии, когда каждый чувствовал себя творцом истории. Потом разочарование в ней, потому что демократия переродилась в коррупцию. А потом произошло падение в путинское болото, из которого непонятно когда народ выйдет.
Украина прошла этот же путь. «Оранжевая революция» и стояние на майдане. Потом разлад у оранжистов, драки в Раде и прилюдное еженедельное обливание грязью друг друга у Шустера. Потом крах экономики и запредельная коррупция. А потом народный выбор – Янукович.
Понятно, что всему на свете есть оправдание. В политике два самых популярных оправдания – «выборы фальсифицированы» и «нам не дали это сделать». Оба оправдания – это девизы лузеров и политимпотентов.
В России вначале коммунисты обвиняли Ельцина в фальсификации, теперь политнепригодная российская оппозиция утверждает, что уже Путин сфальсифицировал выборы. Об Украине и говорить нечего – все проигравшие объявляют, что победившие все сфальсифицировали. Собираются подавать в суды, но потом передумывают.
Юрий Луценко говорит: «… Здесь, если семья работает хорошо, то вне зависимости от государства – она выживет. Главное, чтоб никто не мешал». Это говорит политик, смысл работы которого именно «мешать», потому что это гарантия преобразований и прививка от застоя. Это говорит политик, который знает, что без государства семья не выживет. А то, чтобы государство было цивилизованным и «не мешало» — и есть задача политической борьбы.
И подтверждение тому — выбор украинского народа. Реальный выбор, пусть с небольшим перевесом, но все же за Януковича, который уже «переделывает» Украину при пустом Майдане и гражданах, которые мечтают не о демократии, а о власти, которая, наконец, починит крышу.
Я думаю, что любой политик, который произносит тексты подобные тем, что сказал Юрий Луценко, переходит из политиков в пропагандисты, потому что именно пропагандисты рассказывают о особости и «самости» народа, как такового.
И не имеет значение, в чем именно эта особость. В советские времена это был «самый миролюбивый советский народ», у Луценко это «украинский народ, который исторически особо восприимчив к демократии и свободе».
В принципе, все мы живем в свободных странах, где каждый говорит что хочет. И с мнением Луценко не было бы никаких проблем, если бы он произносил эти глупости у себя на кухне. Но он заявляет их публично, а это требует оценки.
И оценка тут может быть одна: эти сказки про «особость» крайне опасны, потому что мистифицируют граждан.
В России пропагандистский миф о «Новой империи» и «вставании с колен» привел именно к тому, что сейчас, в 2010-м году, «корова не доена, коза померла и дети надоели». В Украине сказки об «особом народе с демократическим геном» привели к приходу Виктора Януковича.
Обе пропагандистские сказки опасны тем, что атрофируют у граждан понимание того, что «великую страну» нужно строить, а «свободу» нужно ежедневно защищать. Потому что «Третья империя» — это не размеры, а ВВП, производительность труда, социальная защищенность и современные технологии.
А «свобода» — это не строка в украинской Конституции, а ежедневная работа по ее защите. Причем, работа всего народа — вот что должен говорить политик.
И никак иначе, потому что есть такой народ –корейцы. Так вот, в Северной Корее – нищета, ГУЛАГ, парады в честь «Любимого руководителя Ким Чен Ира» и идеи «чучхе», а в Южной – «Самсунг», нанотехнологии, мировое лидерство в кораблестроении и несокрушимая выборность власти.
При этом, корейцы один народ, разделенный на два государства совсем недавно, после 1945-го года. Кто объяснит этот феномен? Есть у корейцев ген свободы, или нет?
Так что делает Юрий Луценко своими заявлениями о исторической склонности украинцев к демократии — творит усыпляющие мифы или вдохновляет народ на борьбу за эту демократию? Большой вопрос.
Источник: ТСН
- 42
- 17.07.2010 22:56
Коментарі до цієї новини: