Крестный поход. Как Кирилл упразднит автономию УПЦ МП

Читати цю новину російською мовою
Крестный поход. Как Кирилл упразднит автономию УПЦ МП
Патриарх Кирилл снова приехал в Украину, чтобы девять дней не только молиться в храмах и общаться с верующими, но и составить окончательный план полного подчинения себе Украинской православной церкви…

Патриарх Кирилл снова приехал в Украину, чтобы девять дней не только молиться в храмах и общаться с верующими, но и составить окончательный план полного подчинения себе Украинской православной церкви

Визиты патриарха Кирилла в нашу страну становятся противоречивой традицией. Ни один не обошёлся без накала страстей и форменных истерик. Пророссийски настроенные граждане встречают его в аэропорту Одессы с плакатами «Приветствуем Патриарха от народа Малороссии», в то время как патриоты называют Кирилла едва ли не агентом ФСБ и обвиняют его в строительстве новой Российской империи под благозвучной вывеской концепции «Русского мира». Однако вполне вероятно, что патриарх не строит империю для Кремля. Цель его визита – разобраться с излишне автономной Украинской православной церковью Московского патриархата.

Рим вам


Цветы веры. Дорожка, по которой патриарх шел к одесскому Свято-Успенскому кафедральному собору, была выложена лепестками роз и папоротником

Чтобы понять настоящие цели Кирилла, следует вкратце ознакомиться с его биографией. «Под конец (дня. – Фокус) прогулка по мокрой пустой улице с о. Кириллом. Разговор о церкви в России, о диссидентах. Гундяев – «никодимит» (ему двадцать девять лет, и он уже архимандрит и ректор Академии!), то есть умница и clever. Но то, что он говорит и как, кажется мне и искренним, и правильным», – ключевым словом в этой записи из дневника православного деятеля США протопросвитера Александра Шмемана является слово «никодимит».

Патриарх Кирилл – один из любимых учеников покойного митрополита Никодима (Ротова), одного из самых влиятельных иерархов РПЦ советской эпохи и страстного последователя экуменизма. Митрополит Никодим был главным идеологом сближения РПЦ с Ватиканом, из-за чего консервативное крыло РПЦ считало его едва ли не тайным католиком. Символической в этом отношении оказалась и кончина митрополита – он умер в Ватикане во время встречи с Папой Иоанном Павлом I, фактически на руках у католического первосвященника.

«И Никодиму, и Кириллу всегда нравилась отлаженность работы механизма Ватикана, его влияние на международные дела, глобальную политику. Кирилл хотел бы войти в историю великим реформатором церкви», – отмечает религиовед Виктор Еленский. Неофициально церковные источники Фокуса говорят о целях Кирилла более прямо: стать своеобразным православным папой, общемировым религиозным лидером.

«Он очень умный и тонкий политик. Прекрасный оратор, который умеет быть своим в любом обществе. Одновременно чувствует себя уверенно на стадионах и прекрасно поддерживает разговоры на светские темы с сильными мира сего», – отмечает один из близких к РПЦ источников Фокуса. По его словам, сейчас Кирилл может претендовать на роль одного из главных идеологов Кремля. Однако статус православного папы подразумевает влиятельность и авторитет далеко за пределами России. Именно поэтому Украина для Кирилла является первым и самым главным камнем преткновения на пути к желаемому положению.

Тень независимости


Дорога к автокефалии. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (справа) вместе со своим секретарем и доверенным лицом епископом Александром (слева) считаются сторонниками максимальной независимости украинского православия

Украина – одна из исторических колыбелей православия. Не зря Кирилл называет Киев «нашим общим Иерусалимом». Однако Украинская православная церковь всегда была ещё и одной из крупнейших в мире. Сейчас, по официальным данным, только у УПЦ МП насчитывается около 11 тысяч приходов в Украине, тогда как по всей России в состав РПЦ входят 30 тысяч приходов. Если прибавить к этому числу 4500 приходов УПЦ КП и около 1200 приходов УАПЦ, становится понятно, что в случае объединения и получения автокефалии украинская церковь смогла бы соперничать с РПЦ за статус крупнейшей православной церкви мира.

Многие украинцы наверняка уверены, что Украинская православная церковь Московского патриархата является простым филиалом РПЦ. Однако на деле УПЦ МП – это вполне самостоятельная церковь. В 1990 году перед развалом СССР усилились и центробежные процессы в среде украинского духовенства. Дарование УПЦ МП статуса самостоятельной церкви позволило московской патриархии сохранить Украину в орбите влияния. При этом в отношениях Лавры и Чистого переулка наметилась достаточно парадоксальная ситуация – Москва потеряла формальное право вмешиваться в церковную жизнь УПЦ, тогда как украинские иерархи сохранили свои позиции в руководящих органах РПЦ – митрополит Киевский и всея Украины Владимир до сих пор является членом Священного синода РПЦ, а на последним Поместном соборе РПЦ украинская делегация составила почти треть из всех присутствующих 711 священников. Все 20 последующих лет Владимир проводил политику мягкого укрепления независимости украинской церкви, порой раздражая московских иерархов даже такими мелочами, как использование в документообороте УПЦ украинского языка. В 2009 году Поместный собор, выбирая нового патриарха, окончательно подтвердил права, дарованные УПЦ МП в 1990 году. Однако такая ситуация, похоже, не вписывается в планы нового первоиерарха РПЦ.

Патриаршие знаки


Учитель. Патриарх Кирилл был одним из любимых учеников митрополита Никодима (Ротова). За близкие контакты с Ватиканом враги считали его едва ли не скрытым католиком

Взяв на вооружение древний постулат «разделяй и властвуй», Кирилл начал искать себе союзников в Украине. Именно для этого он и наладил такой тесный контакт с Виктором Януковичем и, по данным Фокуса, начал усиливать епископов УПЦ МП, не входящих в ближний круг митрополита Владимира. Контакты с президентом понадобились Кириллу для того, чтобы заручиться поддержкой Партии регионов во влиянии на украинские епархии. Финансовая структура УПЦ МП такова, что каждая епархия вынуждена зарабатывать самостоятельно. Именно поэтому крупный бизнес Партии регионов, финансирующий восточные и центральные епархии, имеет огромное влияние на церковь. После этого Кирилл начал вводить нелояльных к Владимиру епископов в состав Священного синода – в качестве временных членов там уже успели побывать митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Ещё одним сильным сторонником Кирилла считается митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. Кроме того, Кирилл начал посылать понятные только священнослужителям сигналы о том, как он расценивает нынешнее положение митрополита Владимира. Например, по данным источника Фокуса в УПЦ МП, окружение Владимира очень болезненно восприняло желание Кирилла единолично вести службу в Софиевском соборе, на исторической кафедре киевских митрополитов.

Выбор плана


Три поколения. На этом снимке епископ Кирилл (слева) запечатлен вместе со своим учителем митрополитом Никодимом и патриархом РПЦ Пименом

«Украинская православная церковь рассматривает визит патриарха Кирилла исключительно как пастырский. Политика может появиться в головах слушающих, если ни о чём, кроме политики, они не думают. Слова патриарха нужно воспринимать через христианское мировоззрение и библейские истины, а не в логике геополитики или политики борьбы за власть», – успокаивает корреспондента Фокуса референт Владимира епископ Александр. Однако в неофициальных беседах киевское духовенство признаёт: нынешнее сбалансированное положение УПЦ держится только на непререкаемом авторитете Владимира. Без митрополита ситуация тут же выйдет из-под контроля.

Сейчас, как стало известно Фокусу от московских источников в РПЦ, патриархия прорабатывает несколько сценариев дальнейшей судьбы УПЦ МП. Самый труднореализуемый – упразднение УПЦ МП как отдельной церкви и разделение Украины на несколько прямо подчинённых Москве епархий. Второй, который, по сведениям источников Фокуса, впервые обсуждался на встрече Кирилла со спикером Рады Владимиром Литвином ещё в 2003 году, – патриарх РПЦ занимает киевскую кафедру, став Патриархом Московским, Киевским и всея Руси. Именно этот вариант был бы для Кирилла самым желанным. Однако он может не получить достаточной поддержки привыкшего к автономии украинского духовенства. Ведь вопрос потери независимости – это та грань, за которой промосковская позиция симпатизирующих Москве священников может резко измениться. Кроме того, резкие шаги Кирилла, скорее всего, отвернут от УПЦ МП патриотически настроенных верующих и часть проукраинского духовенства.

Поэтому самым вероятным развитием событий мог бы стать выбор преемника Владимира – фигуры компромиссной, которая сможет обеспечить продолжение курса на мягкую автономию для патриотического крыла УПЦ и не имеет сильных пастырских амбиций, чтобы не мешать росту духовного авторитета самого Кирилла. «Такой фигурой мог бы стать, например, нынешний управделами УПЦ МП Митрофан или митрополит Онуфрий», – отмечает источник Фокуса.

Наверняка все тактические ходы патриаршего плана по поводу Украины ещё не проработаны. Однако, как прекрасный стратег, Кирилл понимает, что время работает не на Москву, а на Киев – каждый день сохранения status quo всё больше приближает украинское православие к автокефалии и отдаляет его от Москвы. Это значит, что рано или поздно патриарх будет вынужден разыграть киевский гамбит. И единственное, что сможет обеспечить украинскому духовенству сохранение независимости в этой игре, – недостижимое пока единство.

Сергей Высоцкий

Источник: Фокус

  • 210
  • 22.07.2010 21:12

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода