Коллизии. Начата кадровая перетряска

Читати цю новину російською мовою
Коллизии. Начата кадровая перетряска
Интрига в общем-то недолгой кабминовской истории напоминала арифметическую задачку: было шесть вице-премьеров (один из них — первый и явно «неприкасаемый»), но по решению Конституционного Суда, который вернул «старую» К

Кабинет Министров, сам того не желая, стал первой жертвой конституционных пертурбаций и рискует стать ристалищем нешуточных противостояний в дальнейшем…

Интрига в общем-то недолгой кабминовской истории напоминала арифметическую задачку: было шесть вице-премьеров (один из них — первый и явно «неприкасаемый»), но по решению Конституционного Суда, который вернул «старую» Конституцию, в правительстве надо было оставить трех. И хотя пресса пестрела предположениями, кто же падет первой жертвой неточечной кадровой перетряски Кабмина, Администрация Президента решила задачку простым вычитанием. Виктор Янукович перевел Владимира Сивковича в практически утративший политическую активность Совбез, а Виктора Слауту сделал своим советником… Лиха беда — начало…

НОВЫЕ РЕАЛИИ

Наблюдатели, тщательно пережевывая новость, видимо, еще не утратили послевкусия прежних раскладов. После возврата прежней Конституции, после принятия Верховной Радой нового закона о Кабмине и подписания его Президентом, кресла в правительстве несколько подрастеряли свою давешнюю привлекательность. И можно спорить, кто сегодня больше влияет на конкретные политические расклады в Украине: советник Главы государства, у которого относительно спокойная жизнь и минимум ответственности, а значит — и возможность быть рядом с полновластным руководителем долго, или же вице-премьер («один из…»), занимающий продуваемый со всех сторон пост в правительстве, которому чуть ли не в ежечасном режиме приходится отвечать на весьма острые осенние вызовы нашей малорадостной действительности …

В новых реалиях совершенно ясно и другое: Кабмин с кадровой точки зрения трясли, трясут и будут трясти. Пару лет сия привилегия принадлежала премьеру. Скажем, при Тимошенко там случались и семибалльные штормы. Теперь совершенно четко проступили контуры нового (а точнее — хорошо забытого старого!) центра влияния и принятия решений. Весьма характерно в этой связи, что глава президентской Администрации Сергей Левочкин первым предупредил общественность: мол, вот-вот Президент исполнит свою новоприобретенную функцию  — и подпишет указ с конкретными фамилиями увольняемых «вице».

Кому же, как не главному чиновнику Администрации, которая и готовит подобные указы в папку для подписания, знать, чьи фамилии там были с утра! Но до самого вечера страну сотрясали слухи и предположения: кто победит в скрытом противостоянии сразу по нескольким фронтам. Например, чье влияние сильнее: группы тех, кто уже не первый год и не в первый раз верит в либеральное будущее Сергея Тигипко, тех, кто высоко ценит вклад Бориса Колесникова в прогресс Евро-2012, или тех, кто знает, насколько влиятелен Виктор Тихонов в рядах «луганских»?..

Видимо, система сдержек и противовесов определила арьергард не без помощи той же верхушки Администрации: сегодня в ее стенах в открытую говорят о победе Левочкина — по слухам, именно ему удалось опередить по очкам тех, кто хотел отстоять «своих» в Кабмине и существенным образом потеснить набирающего вес Андрея Клюева… В борьбе за мнение самого влиятельного человека страны.

ЕСТЬ ЛИ «ЭФФЕКТ ПРЕЛОМЛЕНИЯ»?

Конечно, частые разговоры о якобы сумасшедшем по напряженности противостоянии внутри «Регионов» чаще оказываются следствием своеобразного «эффекта преломления». Отсутствие по-настоящему действенной оппозиции (кто может вспомнить, что такого общественно-резонансного предпринимали тот же БЮТ, «Фронт перемен» или кто-то другой в последние, скажем, три месяца? Ведь не исчерпывается же политическая работа подготовкой новых билбордов или клипов), относительная стабильность ситуации порождают непреодолимое желание политологов, журналистов, наблюдателей искать интриги и коллизии во власти даже в самых безобидных ситуациях. Как говорится, свято место пусто не бывает. И происходит этот самый эффект: вместо реальной оппозиции на ее место приходит как бы виртуальный ее образ, преимущественно надуманный, сконструированный из общественных стереотипов, психообразов, навеянных ток-шоу, но «внедряется» этот чип внутрь самой же власти. И начинаются поиски противостоящих групп. Желание преломляется в фантазии: дескать, вот ряд зачинщиков интриг, а вот и сами интриги…

С другой стороны, та же ПР настолько огромная структура, что в ней не может не быть реальных противоречий: есть финансово-промышленные группы, их лидеры и их амбиции, есть региональные образования, желающие протянуть свои «щупальца» дальше, есть приближенные к лидеру, а есть те, кого оттеснили на обочину, есть спикеры, получающие трибуну как минимум по три раза на неделе во всеукраинско-телевизионном масштабе, есть, наконец, группа «вновь прибывших» — перебежчиков из других фракций и партий… И всем необходимо найти место во (при) власти, а ведь как нелегко частенько бывает удовлетворить амбиции всех!

Есть и явно открытые точки «напряга»: например, всем памятен небольшой, можно сказать, локальный, но яркий конфликт весной прошлого года между тем же Виктором Тихоновым и близкими к Ринату Ахметову депутатами. Формальный повод вроде бы был далеким от политики — футбольное будущее луганской команды „Заря“, но словесные бодания коснулись и политики.

Сейчас вроде бы в футболе все мирно — и по-спортивному. Более того, счастливый сценарий с Евро-2012 — чуть ли не самое масштабное (если брать не только внутриполитический, но и, так сказать, международный аспект) достижение региональной команды  — вроде бы дает перевес в одну из сторон. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд…

НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА

Какова же кадровая судьба нынешнего Кабмина? Пока что изменения в этом плане, казалось бы, минимальны, общей стратегии не касаются… Но сама тенденция позволяет предположить: и нынешний состав правительства, даже в условиях фактического переформатирования политической модели страны, не сможет избежать „сезонных“ потрясений. Тяжелая осень (слава богу, пока не очень холодная), инфляционные ожидания, постоянно мелькающий на горизонте призрак „второй волны“ кризиса… Президент дал понять, что только ему (или его Администрации) принадлежит кадровое право на перемены в правительстве  — уже не только де-юре, но и де-факто.

Очевидно, следующего этапа кадровых перемен стоит ожидать по результатам местных выборов. Они, выборы, конечно, приобретают совершенно иной окрас, если сравнивать, скажем, с дореформенным периодом. Теперь местной власти по-любому надо чаще оглядываться на Банковую, хотя, с другой стороны, никто не лишал Кабмин права распоряжаться, в том числе и бюджетными средствами…

Видимо, президентская команда именно по итогам местных выборов (ближе к ноябрю) и будет решать, что же выгоднее делать весной: вновь кадрово перетряхивать правительство или сосредоточить все силы на том направлении, откуда сейчас доносятся четкие сигналы прямо противоположного содержания. Продлевать ли жизнь парламенту в нынешнем составе или же поменять его уже весной следующего года.

Представляется, тут, на этом участке „фронта“, и будет направление главного удара. А главное — в политическом смысле это перенесет общество на новый этап задуманного реформирования…

Источник: mignews.com.ua

  • 52
  • 21.10.2010 18:03

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода