Партизанка, комсомолка, спортсменка и просто президент Бразилии

Читати цю новину російською мовою
Партизанка, комсомолка, спортсменка и просто президент Бразилии
Дилма Руссефф — совершенно очаровательная дама. G20 она очень украсит. И плевать на ее левизну. Тем более, к перегибам в стиле Чавеса она, судя по прошлым успехам, не склонна, а ничего большего от нее и не требуется…

Как человек глубоко правых убеждений во время заграничных выборов я привык болеть за разных консерваторов, свободных либералов, христианских демократов и прочих борцов с большим государством и излишней социальной опекой. Но изредка лево-зеленый лагерь тоже оказывается небезнадежен. Особенно, когда возьмет и выдвинет в лидеры не крикливого профсоюзника или твердолобую лесбиянку, а по-настоящему могучую личность. И тогда эту личность просто невозможно не поддержать, потому что своей харизмой и обаянием она легко затмевает любые несуразности политической программы.

Порядочный человек не мог не болеть за Обаму на выборах президента США в 2008 г. Потому что это и hope, и change, и yes-we-can. И неважно, что потом избранник повел себя как последний соушиалист, навязав Штатам левацкую жуть Obamacare. Также и на нынешних президентских выборах в Бразилии. Глаза сами не хотят смотреть на неуклюжих монстров госкапитализма, которых пропагандируют бразильские левые. Пусть пропагандируют, что хотят, ведь на выборах президента их представляет такая удивительная дама, как Дилма Руссефф. Ее нельзя было не поддержать, и абсолютное большинство бразильцев поддержало.

Здравый смысл подсказывает, что для национальных интересов Бразилии лучше была бы победа главного конкурента Дилмы, Жозе Серры. Левые и так отсидели у власти два полных срока. Пора меняться, чтобы не возникали мессианские комплексы. К тому же, Серра хоть и считается по бразильским меркам правым политиком, не планировал отказываться от социальных достижений уходящего президента Лулы. Он всего лишь говорил о том, что пора постепенно снижать роль государства в экономике страны. Поменьше регулирования, пониже налоги, кое-что приватизировать, чтобы не плодить коррупцию. И еще сократить внешние контакты с Чавесами-Кастро в пользу более приличных стран.

Но Серра – скучный дедушка, профессиональный политик. Вот он, плешивый и невысокий, пытается агитировать толпы. Серра медленно рос из мэров в губернаторы и к 70 годам решил, что дорос до президента. Слишком все это вяло для лидера растущего экономического гиганта нового мира.

Совсем другое дело – Дилма Руссефф. Правда, злые комментаторы называют ее марионеткой Лулы, упрекают в несамостоятельности, в отсутствии опыта публичной политики. Мол, если бы не поддержка сверхпопулярного Лулы, то никогда бы Дилма не стала президентшей, потому что она всего лишь блеклая партийная аппаратчица. Странные у них представления о блеклости. Блеклая партийная аппаратчица – это Ангела Меркель, а женщина, которая грабила банки, работала учительницей для уголовников и спасла целый штат от блокаута, не может не быть яркой личностью.

Дочь болгарского политэмигранта, она выросла в хорошей семье, поступила в престижный университет учиться экономике, и там, как все порядочные студенты в конце 60-х гг., присоединилась к кружку радикальных марксистов. Кружок был действительно радикальным: ставил себе целью свергнуть тогдашний военный режим вооруженным путем. Они грабили банки, угоняли машины, закупали оружие и взрывали бомбы.

В 22 года Дилму арестовали. Несколько недель пытали электричеством. Она вышла на свободу только через 3 года больная и измученная, но далеко от тюрьмы уходить не стала. Устроилась туда бесплатно учительницей для заключенных, чтобы почаще видеться со своим возлюбленным, с которым крутила роман еще во времена революционной борьбы.

К 80-м гг. порядки в Бразилии смягчились, гражданского мужа Дилмы выпустили из тюрьмы, они завели детей и оба пошли в политику, на этот раз легальную, хотя по-прежнему сильно левую. Сама Дилма не решалась бороться за выборные посты, только помогала другим, а потом, после победы, ее обязательно брали в команду на какую-нибудь экономическую должность. Так она доросла до министра энергетики штата Риу-Гранди-ду-Сул, где впервые отличилась в общенациональном масштабе. В 2001 г. ее регион оказался в числе трех из 26 бразильских штатов, где не было массовых отключений электроэнергии.

Когда лидер бразильских левых Лула да Силва в 2002 г. стал президентом, то он пригласил успешного регионального министра Руссефф к себе в команду. Сначала на пост министра энергетики, потом сделал главой администрации, что в реалиях бразильской президентской республики примерно соответствует посту премьер-министра. На новых должностях Дилма сохранила свою любовь к энергетическому сектору: занималась электрификацией страны и особенно старательно пестовала государственный нефтяной концерн Petrobras, возглавляя совет директоров компании. Ее усилиями Petrobras в сентябре 2010 г. стал второй в мире компанией по размеру капитализации, уступив только Exxon.

Однако управленческие успехи не принесли Руссефф славы и уважения в народе. Всего за год до президентских выборов ее рейтинг был в районе 5%. Тогда Дилма всерьез занялась собственным имиджем. Сменила огромные  очки на линзы, завила кудри, подкрасилась, перешла на более смелые кофточки и вообще стала вести себя более открыто и расковано. Перемена была поразительная: за пару месяцев Дилма стала выглядеть лет на 10-15 ложе, хотя она одновременно проходила лечение от рака. Вот Руссефф еще в старом образе отчитывает нерадивых министров (видео). А это уже обновленная Дилма – шуткует с пародистом, который изображает ее на бразильском телевидении (видео).

По-моему, совершенно очаровательная дама. G20 она очень украсит. И плевать на ее левизну. Тем более, к перегибам в стиле Чавеса она, судя по прошлым успехам, не склонна, а ничего большего от нее и не требуется. Экономика Бразилии, как и всей Южной Америки, и так будет расти, если ей просто слишком сильно не мешать. В 2010 г. со своими постами попрощались сразу три очень разных южноамериканских президента: умеренная социалистка, интеллигентная дама-врач Мишель Бачелет в Чили, жесткий, правый проамериканский ястреб Альваро Урибе в Колумбии и харизматичный профсоюзный вожак Лула да Силва в Бразилии. У этих троих между собой нет ничего общего кроме одного – чрезвычайно успешного президентства с рейтингом одобрения под 80% в конце срока.

Получается, политические взгляды президента не так уж и важны: достаточно минимальной адекватности, и тогда стране будет абсолютно все равно состоит ли ее президент в марксистском кружке или в Opus Dei.

Текст: Максим Саморуков

Источник: Slon.ru

  • 82
  • 01.11.2010 22:37

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода