Украина. Трудности перехода

Читати цю новину російською мовою
Украина. Трудности перехода
Украина не может определиться, куда ей ближе — на Восток или на Запад. В одном направлении ее интересы политические, в другом — экономические. Куда податься?, пишет Янина Соколовская в российских «Известиях».

Бoгдан един для всех

Украинский писатель Андрей Курков назвал свою страну невидимкой, где в армии солдат кормят невидимой едой, в супермаркетах продается невидимая гречка, на заправках льется невидимый, но дешевый бензин. Да и единство этой страны тоже невидимо. Судя по данным исследования, совместно проведенного компаниями из Киева, Донецка и Львова, у жителей Востока и Запада прежде всего разнится отношение к России. Если 75% жителей Донецка о роли России отзываются позитивно, то 61% львовян говорят, что в истории русских и украинцев было и хорошее, и плохое. В Донецке считают Россию главной союзницей Украины. Во Львове предлагают строить отношения с Евросоюзом. На Западе хотят вступления в НАТО, на Востоке это вызывает протесты. Большинство львовян считает своим героем Степана Бандеру. А суд Донецка лишил его звания Героя Украины.

Восток и Запад едины лишь в трех моментах. Что реформы в стране не произошли. Что результаты президентских выборов сплотят украинское общество. Что главный украинский гений — это Бoгдан Хмельницкий. К тому же, как показали социсследования, большинство украинцев в разных регионах оказались верующими, хоть и разных конфессий. На этих основах — вере, надежде и едином герое Богдане — властям придется строить то, что они называют единой Украиной.

Украине есть что сказать и России, и Европе. «Сейчас Чехия дала убежище украинскому экс-министру экономики Богдану Данилишину. Это вряд ли понравилось нашей власти. А в 2005-м Россия приютила тех, кто бежал от уголовного преследования. Но в экономически развивающемся мире плохо будет тому, кто не умеет прощать и строить новые отношения», — сказал «Известиям» киевский политолог Константин Матвиенко.

«Ще не вмерли»

Украина и Польша — две страны, напоминающие в своих гимнах, что они еще живы. Украинское «Ще не вмерла» и польское «Еще не згинела» звучат сейчас в унисон. Евроинтеграция — главный внешнеполитический приоритет. Об этом заявил Виктор Янукович во время недавнего государственного визита в Польшу. В этой сфере у него уже есть достижение — при нем, а не при Ющенко в Брюсселе был подписан План по отмене виз для граждан Украины. По мнению представителей правящей коалиции, это должно понравиться и Востоку, и Западу Украины, стать еще одним объединяющим моментом.

При этом представители Востока говорят: гимн Украины хорошо бы изменить, убрав первые строчки, что ее слава и воля не могут умереть, а «вороженьки сгинут». Инициатор изменений, представитель правящей Партии регионов Вадим Колесниченко, говорит, что от похоронно-песенных традиций Украине пора избавляться. А кто ее потенциальные «вороженьки», сейчас и вовсе неизвестно. На Западе Украины эту мысль не поддерживают — говорят, что боролись не только за украинскую независимость, а и за то, чтобы историческая песня стала главной в стране.

Президент Украины Виктор Янукович заявил, что украинскую политику ждут большие перемены. Он намерен переустроить и наладить отношения и с Польшей, и с Россией. Один из маячков на этом пути — произошедшая уже при нем отмена героизации Степана Бандеры. Он — и польский, и российский антигерой — теперь не будет мешать сближению стран.

Если в Польшу и Китай Янукович ездил с государственными визитами, то его встречи с российским руководством, как правило, рабочие. Результативность их от этого статуса не снижается. Главные итоги — снижение цены на газ и продолжение пребывания в Севастополе Черноморского флота России. Если первый результат позитивно воспринят по всей Украине, то второй понравился на Юго-Востоке, неоднозначно был воспринят в Центре и негативно — на Западе. Высказывания львовских деятелей о том, что «неньку Украину и ее бухты отдали москалям», стали традиционными. При этом на Западе категорически не отвечают на вопросы: а что станет с бухтами, если флот уйдет? Кто их будет арендовать? Как их можно использовать?

Как будем жить теперь по-новому

Известная львовская журналистка рыдает на кухне: «Дочка вышла замуж за москаля». «Москаль» этот — из украинского Херсона, но журналистка все равно в трауре: «У нас же все из леса, из бандеровцев». Появление в семье русскоязычного человека с юга собственной страны она считает великим наказанием.

Ее коллега из Донецка, оказавшаяся в похожей семейной ситуации (брат женился на галичанке), трагедии из произошедшего не делает. Восток Украины гораздо терпимее Запада, он ментально готов к компромиссам  — и на бытовом, и на властном уровне. По мнению политологов, склейка страны начнется именно с Востока.

В Донбассе и Крыму стойкое большинство остается за пропрезидентскими силами, за Партией регионов, которая нацелена и на сотрудничество с Россией, и на сближение с ЕС. Во Львове настрой местной власти и большинства горожан резко прозападный: Бандера здесь — народный герой. Памятник ему, похожему на Ленина, стоит посреди Львова. Большинство в горсовете заняла праворадикальная партия «Свобода». Одно из ее плановых решений — отмена празднования Дня Победы и замена его днем вояк бандеровской УПА. А еще представители «Свободы» проехались по львовским школам и разъяснили малым детям, что «Миша и Маша — дети не наши, им надо ехать в Москву. А наши — Михась и Марийка».

Политикам с таким настроем достаточно трудно понять, почему президент Янукович ищет инвестиции в Японии, договаривается о сотрудничестве с китайской компартией, а с Ангелой Меркель говорит на русском языке. Зато это прекрасно осознают в Донбассе, которому интересны восточные и западные инвестиционные проекты по откачке из шахт газа метана и по развитию угледобычи.

Снаружи Украина — страна, не портящая ни с кем отношения и заживляющая конфликты, начавшиеся при Ющенко. Внутри она похожа на предвыборную агитационную карту 2004 года. Тогда страну нарисовали расчлененной, как тушу на плакате в гастрономе.

Если раньше внутриполитический водораздел проходил по Днепру, то теперь он идет еще и по Збручу, распиливая государство уже не на две, а на три части — Восток, Запад, Центр. Политолог Константин Бондаренко говорит, что проблема не в отсутствии единого главного героя страны, а в разбалансированности устремлений. Экономически регионы замкнуты внутрь, политически — разнонаправленны. Кризис только усилил эти центробежные тенденции. Заменить их центростремительными может рост уровня жизни.

Для Украины это сейчас вряд ли возможно. Страна начала непопулярные реформы, на которые не решилась предыдущая власть. Повышение пенсионного возраста, перестройка жилищно-коммунального сектора, увеличение тарифов, новый налоговый кодекс, отмена льгот для малого бизнеса, разрешение на торговлю землей — все эти перемены могут дестабилизировать государство.

О пользе реформ стране практически не говорят, их не рекламируют. И это — шанс для оппозиции расколоть Украину. Уже начались региональные майданы протеста. Их называют экономическими, а не политическими. Мол, на них люди только отмены налогового кодекса требуют.

Видимо, не зря первый снятый на Украине художественный фильм назывался «Восток — Запад». Их отдаленность друг от друга не географией, а политикой определяется. Спикер Верховной рады Владимир Литвин сказал по этому поводу «Известиям»: «Украина ладно скроена, но плохо сшита». Ей новые нитки нужны, из экономической стабильности сплетенные. И не важно, в Европе или в Китае их произведут.

Источник: Корреспондент

  • 61
  • 17.02.2011 21:36

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода