Что такое цифро-аналоговый преобразователь и нужен ли он вам?

Читати цю новину російською мовою
Что такое цифро-аналоговый преобразователь и нужен ли он вам?
Затратив 15000 руб., вы уже не захотите возвращаться к посредственному звучанию.

Вы наверняка задумывались, почему аудиосигнал с наушникового выхода компьютера звучит совсем не так, как из колонок стереосистемы. Если этот вопрос мешает вам спать по ночам, вот самый лаконичный ответ на него: компьютер не способен качественно выполнить один из ключевых шагов по превращению «цифры» в музыку, а именно — цифро-аналоговое преобразование.

Мир бытовых аудиосистем подобен газовой туманности — развивается почти также медленно, а процессы, в нем протекающие, столь скучны для непосвященного, что лучше о них умлочать, иначе голова у потребителя закружится как винил на вертушке. Суть происходящего можно характеризовать как ежедневную и, по-видимому, нескончаемую борьбу за улучшение качества того, что мы слышим. А поскольку мы все чаще и чаще слушаем музыку с компьютерного хард-драйва или облачного сервиса, мы все меньше зависим от носителя, и все больше — от технологии, преобразующей цифровые данные в звуковую волну.

Между тем, специалисты компании Schiit (новичок на аудиорынке; образована в 2010 г.) утверждают, что наилучшим образом раскрыть потенциал сигнала, поступающего в наушники, можно, подключив их к внешнему цифро-аналоговому преобразователю (ЦАП), который, в свою очередь, соединен с компьютером по USB-интерфейсу. Данный подход основан на том, что при воспроизведении файлов, закодированных без компрессии (т.н. lossless: в отличие от файлов MP3, метко прозванных «музыкальными консервами», они более точно передают оригинальный аналоговый звук), а также при прослушивании музыки с iTunes или с потокового сервиса типа Spotify услышать все, что содержится в этих записях, можно только при помощи высококлассного внешнего «посредника».

Дело в том, что ЦАП есть в любом современном аудиоустройстве, будь то телевизор, смартфон, игровая приставка и даже древний CD-проигрыватель ваших родителей. Любое устройство, работающее с электронным аудио- или видеосигналом, рано или поздно должно преобразовать его в вид, воспринимаемый органами чувств человека, т.е. в звуковую волну или световой поток. Считаем, что с последним у нас проблем нет — возможности телевизионного дисплея (особенно, если он отвечает требованиям стандарта 4К) обычно превосходят качество видеопотока. Совсем иное дело — аудиотракт, и такие компании, как Schiit, фактически предлагают его апгрейд — нечто, сравнимое с заменой видеокарты на игровом компьютере или дополнение телевизора саундбаром. Иными словами, аудиосистема пополняется мощными специализированными компонентами — для тех, кто желает получить от нее максимум. Это могут быть любители музыки, звукорежиссеры или просто люди с обостренным слухом.

Считая, что такие компоненты нужны подавляющему большинству владельцев компьютерных аудиосистем, фирма Schiit создала два устройства и успешно продает их уже более полутора лет (с января 2015 г.). В процессе написания этой статьи они были предоставлены нам для тестирования.

От аудиофайла до наушников

Еще один вопрос, над которым вы наверняка задумались: если у компьютера предусмотрен выход на наушники, зачем ставить внешний ЦАП и усилитель? Чтобы в этом разобраться, нужно понять, как музыка попадает в наушники. Продавец в подземном переходе попытается убедить вас, что для прослушивания музыки с компа в высоком качестве ничего, кроме лежащих у него на лотке наушников-вкладышей, не нужно. На самом деле это совсем не так.

Высококачественное звучание призвано с наименьшими потерями донести до слушателя то, чего в студии звукозаписи добивались исполнители и звукорежиссер, не жалея времени и сил. А это совсем непросто — если вспомнить, сколько превращений претерпевает звук на пути от исполнителя к слушателю. В частности, звуки гитары преобразуются в электрические колебания при помощи, скажем, микрофона. Вот первое превращение, и чем лучше микрофон, тем естественней он отображает то, как, например, гитарист скользит руками по грифу между аккордами. Все эти нюансы должны быть переданы, в связи с чем сигнал приобретает бóльшую информационную емкость. Следовательно, увеличивается в объеме и соответствующий цифровой аудиофайл. При прослушивании такой записи «цифру» необходимо вернуть в исходный аналоговый электрический сигнал, который акустические системы (или наушники) затем превратят в звуковую волну.

Стоит хотя бы на одном из перечисленных шагов применить низкокачественную технологию, и от вожделенной «высокой верности» не останется следа. Здесь имеет значение всё — и микрофон, и звукозаписывающая аппаратура, и усилитель, и наушники. Разумеется, студии звукозаписи не жалеют денег на закупку наиболее совершенной аппаратуры, а у вас могут быть и наушники непревзойденного качества, и файлы самого высокого разрешения, но все это окажется бесполезным, если вы не уделите должного внимания электронной цепи от аудиофайла до наушников. А важнейшим ее звеном является ЦАП.

Представленные на фото внизу ЦАП Modi 2 и усилитель Magni 2 фирмы Schiit идеально согласованы для работы совместно, поэтому выдают сигнал повышенного качества. В отличие от аудиотракта вашего компьютера, они имеют специализированные источники питания, поэтому цифровые импульсы преобразуются в более устойчивые аналоговые сигналы, что повышает уровень детальности звучания. (Забегая вперед, скажу: этот уровень превзошел мои самые смелые ожидания.)

Кроме того, компоненты Schiit имеют малые габариты и не привлекают излишнего внимания, что мне представляется несомненным достоинством. Установленные друг на друга, они занимают места не больше, чем стопка визитных карточек.

Тестирование у меня дома они, на мой взгляд, прошли великолепно, однако это не означает, что к такому же мнению придут все, кто с ними ознакомится. Прослушивание — очень субъективный процесс: каждый наиболее важными считает разные особенности звучания, да и музыкальные предпочтения у всех свои. При тестировании я, разумеется, старался учесть все эти моменты.

Для сравнения я подключал свои наушники (студийные Sony MDR-7506) напрямую к выходу своего компьютера и к разъему Magni 2, соединенного с Modi2, который получал цифровой поток с компьютера по интерфейсу USB. Тестовый материал был на редкость разнообразным: фильмы с Netflix, несколько видеороликов и «живых эфиров» с YouTube и, наконец, музыка с сервисов Spotify, а также Tidal — он стремится перехватить у Spotify инициативу, предоставляя lossless-записи.

Как я уже говорил, детальность звучания во всех случаях оказалась непревзойденной. Саундтреки к фильмам обрели новую глубину. Голос Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят» обогатился нюансами, в звучании моего любимого альбома группы Weezer появились ускользавшие от меня прежде нотки (воспроизводить музыку, записанную с высоким уровнем искажений — это вам не фунт изюма, верно?).

Джейсон Стоддард, один из основателей фирмы Schiit, утверждает, что вы будете изумлены тем, насколько по-новому зазвучат в исполнении тандема Modi 2+ Magni 2 хорошо, казалось бы, знакомые вам треки. «Modi 2 способен улучшить качество любого источника цифрового аудио», — утверждает Стоддард, одновременно поясняя: «Magni 2 далеко превосходит по характеристикам сигнал с «наушникового» выхода смартфона, планшета или ноутбука, поскольку имеет в 10-100 раз бóльшую мощность и низкий выходний импеданс — сочетание, идеальное для любых наушников».

Нужно ли это всем и каждому?

Однако вопрос о том, как эти новинки покажут себя на весах здравого смысла, остается открытым. Стоддард утверждает, что исходном сигнале не так уж много данных, позволяющих улучшить звучание, да и не все аудиофайлы созданы равными: «Spotify, как и Apple Music, предоставляют компрессированные файлы — с битрейтом 320 кбит/с (в 4 раза ниже, чем на CD), дабы упростить их передачу в потоковом режиме. Иными словами, по сравнению с записями на компакт-диске информации здесь меньше на 80%.» А это очень существенная потеря. Если провести аналогию со спиртными напитками, то — разбавьте водку до крепости 10° и попробуйте выпить рюмочку. Не ударяет в голову? То-то!

По мнению Стоддарда, «сжатие аудиофайлов, проводимое с учетом особенностей человеческого слуха (т.н. перцепционное кодирование), дает приемлемые результаты, но полученный файл по качеству все-таки не может сравниться с теми, что предоставляет lossless-сервис Tidal или lossless-рипы компакт-дисков, которые доступные на iTunes. Совсем иное дело — Netflix: саундтреки на нем в большинстве случаев сжатые». Это значит, что, сколь бы высококлассным ни был аудиотракт, качество звучания файлов со Spotify (а тем более с Netflix) выше определенного уровня поднять невозможно.

Тем не менее, в исполнении тандема Magni 2 и Modi 2 даже эти файлы звучали с моего Chromebook или Macbook значительно лучше, чем напрямую с «наушникового» выхода этих компьютеров. Тогда меня заинтриговало, насколько может колеблется качество интернет-музыки. Я подписался на lossless-сервис Tidal и скачал несколько треков разных жанров. Если вы слышали «квиновскую» песню Killer Queen, то помните, что в ее начале кто-то (наверняка Фредди Меркьюри) щелкает пальцами, а бэк-вокал в припеве записан с искажениями. На lossless-записи оба эффекта звучали четче, аудиосцена же обрела новое дополнительное измерение.

Кроме того, Стоддард сделал несколько предупреждающих заявлений относительно музыкальных сервисов. Он считает, что к выбору последних нужно подходить со всей тщательностью, учитывая, помимо прочего, и способ передачи данных. В частности, файлы с битрейтом 320 кбит/с, полученные со Spotify и Apple Music, звучат неплохо, однако есть немало сервисов, передающих музыку со скоростью всего 192 кбит/с или даже 96 кбит/с. Мало того, некоторые интернет-радиостанции используют динамический алгоритм: при уменьшении пропускной способности соединения или уплотнении трафика битрейт автоматически снижается.

Вердикт

Вернемся к итогам тестирования. Минут через пять после его начала я разыскал старые вкладыши, некогда стоившие всего $30, и заменил ими студийные Sony. Музыка сразу же «отдалилась», зазвучала словно бы из дальнего конца коридора или из проезжавшей мимо машины. Басы, хотя и не исчезли, но расплылись, смутной пеленой окутав звучание, такое ясное и четкое еще несколько минут назад.

Не все записи звучали лучше. Аппаратура высокого класса подчас оказывает исходнику медвежью услугу — подчеркивает его недостатки. В моем случае жертвой этого феномена пали саундтреки Netflix. Некоторые слушались хорошо, большинство — лишь сносно. Разочаровал «Последний вальс» Мартина Скорсезе, запечатлевший прощальный концерт группы The Band. Аудиодорожка оказалась плоской и невыразительной. Увы, Мартин, Netfix свел все твои усилия на «нет». Впрочем, подобного от сжатых аудиофайлов ожидать следовало.

В заключение скажу: единственный недостаток данной модернизации аудиотракта состоит в том, что вам трудно будет вернуться к первоначальному положению вещей — например, в поездке на общественном транспорте, куда Schiit’ы не возьмешь. Это, разумеется, комплимент производителям, но и реальная проблема для тех, кто решится на предложенный фирмой Schiit апгрейд.

Источник: Власти.нет

  • 800
  • 01.09.2016 08:46

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода