Как запрограммирован Виктор Ющенко?

Читати цю новину російською мовою
Как запрограммирован Виктор Ющенко?
Рисовать психологический портрет человека с претензией на срывание самых сокровенных покровов с его души, не имея при этом долговременного опыта личного общения с ним, – дело, мягко говоря, неблагодарное и не совсем корректное.

 Даже если речь идет о такой публичной фигуре, как Президент Украины, который ежедневно подает немало материалов для анализа.

Именно поэтому вряд ли можно с чистой совестью позволить себе выдвигать фрейдистские теории относительно того, «что грызет Виктора Ющенко». Другое дело, что запросто можно провести несколько менее «сенсационный», но не менее интересный анализ личности ВАЮ, исходя из его публичных выступлений. Такое направление психологии, как Нейро-Лингвистическое Программирование, предоставляет немало инструментов для понимания способа мышления Президента, не претендуя при этом на близкое знакомство с его «внутренними демонами».

Если исходить из предложенной НЛП модели объединения людей в четыре больших группы по тому, как они воспринимают мир, то Виктора Ющенко следует отнести к так называемым «кинестетам».

В отличие от визуалов, которые мыслят преимущественно образами, и аудиалов, для которых ключевыми являются звуки, Президент Украины демонстрирует склонность в первую очередь к чувственному восприятию окружающего мира.

Это следует не только из разнообразных невербальных сигналов (таких, как жестикуляция или движения глаз), но и – в первую очередь – из присущих главе государства особенностей речи. Так, Виктор Андреевич любит в первую очередь говорить именно об ощущениях и эмоциях ( «мне досадно», «должно быть стыдно», «тяжело/легко об этом говорить», «нести ответственность» и т. д.), и только во вторую очередь «ясно видит», «подчеркивает» или иным образом обращается к образам.

Именно этой склонностью ВАЮ к переживаниям можно объяснить некоторые особенности его характера. Мышление, построенное на эмоциях, является не только часто нерациональным с точки зрения логики, но и намного медленнее, чем мышление образами. Отсюда – склонность к колебаниям и нерешительность, за которые Ющенко периодически критикуют партнеры и оппоненты. Зато с решения, в котором Президент утвердился, его уже нелегко столкнуть – потому что если кинестет что-то все-таки решает, то это уже надолго.

С другой стороны, стоит обратить внимание и на такую характерную черту языка Виктора Андреевича, как постоянное использование так называемой «дигиталики», то есть обращений к абстракциям, уму и логике. К ним Президент апеллирует едва ли не так же часто, как и к эмоциям, что нередко придает его выступлениям достаточно холодный, безличный оттенок. Это также позволяет увидеть в нем человека, для которого принципы и интеллектуальные конструкции имеют большее значение, чем «суетности человеческой жизни» (впрочем, существует мнение, что за каждым интеллектуальным конструктом скрывается вполне конкретная «придушенная» эмоция).

Следует отметить, что при этом Президент языком своего тела не выражает особого желания вызывать у слушателей сопереживание. Жестикулируя в сторону собеседников преимущественно только тыльными сторонами ладоней, он будто «отодвигает» их подальше от себя, закрываясь в собственном личном пространстве.






В то же время в небогатом наборе невербальных сигналов ВАЮ практически отсутствуют движения рук в сторону к себе, которыми он приглашал бы тех, к кому обращается, «приблизиться» и «разделить» его переживания или мысли.

Модели НЛП позволяют также на основе речевых особенностей составить картину мировосприятия человека за так называемыми «фильтрами», или «метапрограммами», которые человек вольно или невольно «выдает», как только начинает о чем-то рассказывать. Таким образом можно понять его мотивации, стратегии поведения и жизненные приоритеты, которыми он руководствуется.

Интересно, что, как и у многих украинцев, в языке Виктора Ющенко доминирует негативная мотивация.

Как правило, глава государства аргументирует свою позицию, поведение, и даже цели, исходя из угроз, страхов и нежелательных сценариев, а в его речи чрезвычайно часто встречается частица «не». Другими словами, для Президента более важно чего-то избегать, чем достигать, идти от проблем, а не к целям.

Так, за последние несколько месяцев украинцы из выступлений Президента могли узнать в деталях едва ли не обо всем, что ему не нравится и чего он не желает (пусть это касалось отношений с Россией, политического или экономического кризиса), и услышали лишь привычные размыты и достаточно абстрактные фразы о том, чего же он, собственно говоря, хочет.

Такой человек может чрезвычайно эффективно действовать в проблемные и кризисные моменты, которые действительно принуждают ее собраться. В то же время, очень хорошо зная, что такое неправильно и плохо, она, в целом, не совсем четко осознает, как будет правильно и хорошо. Поэтому период решения проблем и борьбы с трудностями в стране с «негативно мотивированной» верхушкой может затянуться действительно надолго.

Кстати, в паре с этой «установкой» у ВАЮ действует еще одна негативная метапрограмма, пусть и выраженная несколько мягче – несогласие с собеседником. Президент Украины любит отрицать, исправлять или хотя бы добавлять и «подкорректировать» предложенные ему мысли и позиции. Признаком такой особенности характера Ющенко является и то, что в ответ на вопрос он часто выходит за предложенные собеседником рамки и переводит разговор в совсем иную плоскость, которая, по его мнению, является «верной» (конечно, в отличие от той, в которой был поставлен вопрос).

В языке Ющенко все начинается с «Я»: «я знаю», «я понимаю», «я чувствую».

Когда он говорит о внутреннем мире других людей, Президент все равно начинает из «я убежден» (как это было, например, во время телеобращения 8 октября, когда Виктор Андреевич говорил о «человеческой амбиции» Юлии Тимошенко). Даже когда Гарант говорит «мы», он дальше рассказывает о себе лично. Следовательно, здесь идет речь о предельной ассоциированности и явном нежелании (или неумении) выходить за рамки мира собственных убеждений и позиций.

При этом очевидным является и то, что Виктор Андреевич принадлежит к категории внутренне-референтных людей, то есть к таким, которым важно самостоятельно принимать решение и составлять свое мнение (или пребывать в иллюзии, что так оно есть). Такому человеку чрезвычайно сложно сотрудничать с другими, если те не принимают установленные ею направления, методы и оценки. Он чрезвычайно редко прислушивается к советам или даже просто учитывает в своих действиях точки зрения, отличающиеся от своей. Потому что Виктор Ющенко пребывает в уверенности, что, как Президент, лучше всего знает, что и как нужно делать.

Интересно, что в то же время, как и предусмотрено его должностью, украинский Президент свои действия ориентирует на других, то есть, по его собственному стократ подчеркнутому убеждению, работает для народа и ради народа. В паре с предыдущей метапрограммой это образует гремучую смесь под названием «Я сам знаю, как вам будет лучше». Собственно, такой «метапрограмний дуэт», кстати, был характерен для крупнейших деспотов в истории человечества – с той лишь разницей, что до полного соответствия профиля нашему Гаранту таки недостает нескольких важных элементов.

Одним из наиболее значимых среди них является то, что ВАЮ, в отличие от тиранов, намного больше психологически привязан к процедурам, чем к возможностям. Об этом свидетельствует не только то, что для Президента Украины важно, чтобы было «правильно» и «последовательно» (чем человек, который перед собой видит в первую очередь возможности, особенно не проникается), но и акцентировано использование в своем языке таких слов, как «нужно», «вынужденный» или «приходится». В конечном итоге, не в последнюю очередь, такая зависимость от процедур предопределена и самой должностью Президента.

Однако стоит отметить, что даже если процедурность – скорее плюс для госслужащего, чем минус, при такой явной склонности к ней, как у Ющенко, от него не придется ожидать особенных успехов в поисках «лучшего пути» или каких-то «творческих решений». Между прочим, именно с этой особенностью характера ВАЮ можно связать и то, что в свое время не было сделано решительных шагов против политреформы, которая существенно ограничивала его полномочия.

Складывая все эти наблюдения (какие, конечно, далекие от того, чтобы исчерпать) в один целостный образ, получаем психологический портрет человека, уверенного в своих собственной правоте и мало чувствительной к критике или замечаниям. Из того, что скрывается между строк его слов,

Виктор Ющенко предстает перед нами как закрытый человек, который пребывает в своих собственных эмоциях и ценностях, живет в своем «правильном» мире и не допускает в него «неправильных» людей. Мире, в котором он, – наилучший, и отчаянно одинокий.

Впрочем, заметим, что психология – наука не точная, поэтому догматизм при изображении психологических портретов любой школой (психоанализом, гештальтом, НЛП или другими) неуместен. Максимум, что можно сделать – это подать кое-что обобщены основные штрихи картины, которая является чрезвычайно сложной, тонкой и зависимой от множества нюансов. Хочется посоветовать читателям именно так воспринимать как этот материал, так и все, ему подобные. Иначе он может превратиться в очередную манипуляцию, которых в СМИ и так хватает.

Источник: 4post

  • 41
  • 30.10.2008 04:17

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода