Украина. Не все так страшно в стране дураков

Читати цю новину російською мовою
Украина. Не все так страшно в стране дураков
«Злые языки» часто любят повторять засаленную остроту о том, что «журналист – вторая древнейшая профессия». Подразумевая, что «первой» является – ну, та самая, ранее присущая лишь отдельным представителям «прекрас

«Злые языки» часто любят повторять засаленную остроту о том, что «журналист – вторая древнейшая профессия». Подразумевая, что «первой» является – ну, та самая, ранее присущая лишь отдельным представителям «прекрасного пола». И только ныне, с прогрессирующим «оголубением» части пола «сильного» утратившая свой специфически «гендерный» характер. Тем самым, пресловутые «языки» прозрачно намекают, что наш брат пишет исключительно из-за маниакального желания «продаваться за деньги», желательно за максимально большие.

То, что сами критики мечтают о том же – продать свои навыки, знания, опыт на рынке труда как можно дороже – почему-то ими не сознается. Хотя, на самом деле, хорошему журналисту вовсе не обязательно «наступать на горло собственной песне» и «продавать свою совесть», кропая свои статьи исключительно если не под диктовку – то согласно подробным «тезисам» от редактора или «генерального спонсора» издания. Потому что, в условиях реального политического плюрализма мнений всегда можно выбрать такое СМИ, линия которого будет максимально отвечать твоим собственным убеждениям. И пиши потом сколько хочешь – «по указке своего сердца», получая за это вознаграждение, как и за каждый честный труд.

На самом деле, журналистика больше сродни правоохранительной сфере. Ее задача – выявлять и освещать проблемы общества, часто граничащие с нарушениями не только здравого смысла, но и писаного закона. Потому куда более почетное и общепринятое название «мастеров журналистского цеха» – «четвертая власть», считаемая после общепринятых в демократических государствах законодательной, исполнительной и судебной.

Не секрет, что автор этих строк тоже видит свою преимущественную задачу в рамках вышеописанного. Но порой, при чтении, думается, вполне добросовестных стараний в духе этой парадигмы своих коллег, его начинают посещать нехорошие мысли. Особенно – когда возникает ощущения тотального хаоса вокруг. Человеческая психология ведь как построена? Пока опасность хоть и значительна, но потенциально побеждаема – осознание этого мобилизует на борьбу. А когда узнаешь что, мы не просто «сидим в глубоком дерьме», а то, что ничего, кроме этого самого «дерьма» уже и не осталось – руки поневоле опускаются.

Сходные чувства посетили меня после прочтения статьи «Страна дураков – это страшно». Тем более, что сам заголовок усиленно намекал на ведущую индуцируемую сим произведением эмоцию. Но прежде, чем окончательно завопить от ужаса, «поднять руки» и «подняв белый флаг», уйти то ли в «нирвану», то ли в «глубокий запой» — или, вообще, зайти на сайт «суицидников» в поисках наиболее приятного способа расстаться с жизнью — я решил проверить хотя бы часть приведенной удручающей информации. А так как Ваш покорный слуга в это время находится на «полупостельном режиме» из-за простуды – обегать с целью взятия интервью репрезентативное количество преподавателей ведущих столичных ВУЗов было как-то не с руки.

Зато «под руку» весьма кстати попался зашедший проведать заболевшего приятеля мой знакомый врач. Кстати, окончивший мединститут еще во времена трижды проклятой «советской оккупации». Ему то я и показал упомянутый материал, значительную часть которого посвящена как раз «ужасам врачебного незнания». Сведения, полученные от доктора, в виде «монолога» от «первого лица», и приводятся ниже с незначительной журналисткой обработкой автора.

«ЧУЛИ ДЗВІН – ТА НЕ ЗНАЮТЬ, ДЕ ВІН»

Большая часть «красок» в статье сгущена до невозможности.

Я еще понимаю, если студент-медик (или даже врач — не нейрохирург или невропатолог) не знают, где в мозгу находится «мост», «желудочки», а тем более – какая-нибудь «внутренняя капсула» или «шпорная борозда».

Но не знать, где у человека печень (о чем имеет представление любой «реальный пацан», знающий куда лучше бить)  — это уже полный бред! Тем более, что каждый второй пациент-«хроник» заходя в кабинет врача, на вопрос о жалобах, сообщает: «У меня болит печенка», — довольно точно при этом показывая на себе местоположение сего довольно-таки крупного органа.

«Сифилис горла» — который так смакует слабо искушенный в медицине больной и доверившийся ему журналист — к сожалению, не «прикол», и тем более, не «безграмотность врача» — а печальная реальность. Хотя, к счастью, не так уж часто встречающаяся.

Ведь «если кто-то кое-где у нас порой (раньше – представители только «слабого пола», а ныне еще и хоть и «сильного» — но «пассивного») любит заниматься оральным сексом  — то «бледной спирохете», знаете ли, начихать, где внедряться в организм, с образованием первичной «язвы».

И, вообще, видя перед собой вроде бы обычную гнойную ангину, всегда нужно держать в памяти, что сходно выглядит и «ангина Симановского-Венсана» (при тяжелых поражениях иммунитета, могущих быть, скажем, при лейкозе, лучевой болезни, СПИДе), и смертельно опасная дифтерия (у тех, кто поддался антивакцинальной пропаганде и не привился), и тот же сифилис.

Впрочем, подробнее скажут ЛОРы и инфекционисты. А врачи других специальностей четко знают: «Лучше перебдеть — чем недобдеть», отправив непонятного больного на консультацию к специалистам соответствующего профиля. «Дифференциальная диагностика» называется. Даже рискуя показаться смешным в глазах невежд — нежели иметь бледный вид, когда те же самые невежды начнут патетически восклицать: «Из-за халатности врача умер больной!». И хорошо, если будут кляузничать только журналистам – а не прямиком в Прокуратуру. Кстати, дерматолог может лишь снять диагноз «сифилиса» — и то, только после проведения соответствующий лабораторных анализов — но никак не утверждать, что «это простая ангина». Потому что последнее – в компетенции уже вышеупомянутого ЛОРа, специалиста по «верхним дыхательным путям».

Не исключено, кстати, что бичуемая в статье терапевт со своей одноклассницей, мягко говоря, в натянутых отношениях. «Женская дружба», вообще – вещь о-очень специфическая. И «заклятые подруги», пожалуй, встречаются еще чаще, чем такие же «друзья». А тут тебе прозрачно намекают еще и на возможное присутствие у тебя «позорной» венерической болезни! Тут, кроме дежурного «она проходимица – и ноги у нее кривые», услужливая память может подбросить и что-то покруче, вроде школьных «ляпов» проштрафившейся докторицы.

НЕ БОЙТЕСЬ «МАЖОРОВ», В БОЛЬНИЦАХ СИДЯЩИХ

(Далее мой собеседник продолжил свой рассказ).

А, вообще, как профессионал, могу успокоить потенциальных пациентов. Полностью тупых врачей не бывает. Даже в наше «советское» время из «льготников» — типа только что уволившихся из армии солдатиков или «троечников», завоевавших льготы «стажем работы» в рабочей робе — получались вполне сносные доктора.

Потому как «и медведя можно научить ездить на велосипеде». Особенно – в медВУЗах. Ведь по строгости обучение там – что тогда, что теперь – лишь слегка отличается от такового в каком-нибудь военном училище. Даже «повседневная форма одежды» есть – белый халат, без которого на занятия не пускают. Пропустил без уважительных причин три практических – можешь вылететь из института. С уважительными – обязан «отработать» их час за час после основного времени, дежурному преподавателю. Если проваляешься по болезни несколько недель, да еще незадолго до сессии – все, лучше сразу брать «академку», все равно до экзаменов все «хвосты» подтянуть не успеешь.

Кстати, и «мажор — мажору – рознь». На моем курсе (и даже в одной группе) училось немало детей «звездных родителей». Так вот, сыновья и дочери высокопоставленных медиков – профессоров, крупных чиновников Минздрава – ну никак не хотели подтверждать расхожее правило «природа отдыхает на детях гениев». И правда – если папа-мама врачи, пусть и добившиеся в жизни высокого положения – то и ребенок вряд-ли будет клиническим «троечником». А вот чада разных там торговых и прочих немедицинских «боссов» – да, часто едва вытягивали сессии.

Ну так и что? Да выпускника мединститута прямиком к больным никто сразу не допустит! Его ожидает интернатура, стажировка в клинике под присмотром опытных докторов. В наше время она была один год, ныне – от двух до трех лет. После нее – экзамен, уже по одной-единственной выбранной специальности, а не по нескольким десяткам, изучаемых в ВУЗе. Потому и забываемых довольно быстро, в силу практической ненужности. Я, например, из всего «цикла Кребса», в котором окисляются жиры внутри клетки, ныне помню одно название. Я ж не эндокринолог, который сталкивается с этими нарушениями – и то, я не уверен, что все они могут по памяти назвать все 12 реакций этого цикла. В практической медицине это не очень нужно.

И потом – ну где вы видели «мажора», подвизающегося в роли «участкового терапевта», «рабочей лошадки медицины»? Там ведь, кроме сорока больных на смену, кучи вызовов, раннего, тромбофлебита и гипертонии, можно заиметь разве что сотню гривен на «липовом» больничном. «Деловые мажоры» идут в крутые хирургические клиники, где гонорары исчисляются тысячами баксов за операцию. А всякие там «дочки-жены», желающие «где бы ни работать – лишь бы не работать» – в физиотерапевты и «кабинеты здоровья». А чаще всего – просто сидят дома, положив купленный диплом на дно сундука с «приданым».

«Как врача, не знающего где печень, можно допускать к операции?». Ой, не смешите мои тапочки. Да в хирурги насильно никого не тянут – сами студенты рвутся, часто еще с младших курсов, подрабатывая в хирургии сначала санитарами, потом – медбратьями. Прежде, чем допустить новичка (и то, только в интернатуре) к самостоятельной работе  — его будут держать на сотнях операций в качестве ассистента – за работой опытного хирурга смотреть и швы зашивать.

А «плохой хирург» – это реликт, вроде «белой вороны». После нескольких «проколов» к нему просто перестанут идти на операции больные, останется лишь «бомжей» оперировать, на которых, кроме оклада, ничего не заработаешь. В то время, как неотъемлемый атрибут хирурга хорошего (как об этом сказал нам на встрече выпускников один наш однокурсник, уролог): «Забыть о том, в какой день нужно получать зарплату». А когда за хирурга-неудачника еще пару раз Прокуратура возьмется – придется ему разве что в поликлинику идти, чирьи вскрывать.

А что время от времени в прессе появляются шокирующие истории о забытых в теле пациента «зажимах» – так это да, бывает, хоть и редко. Только виноват в этом не только хирург, у которого эта операция была, может, десятой за смену – а вся операционная бригада в целом. Они ж за операцией тоже смотрят, помогают. А операционная сестра просто обязана пересчитать количество инструментов до и после операции. Правда, и ее винить как-то не поднимается рука. Доктор хоть «конверт» на выходе из операционной получит – а она всю операцию думает, как прокормить семью на «голую» ставку в лучшем случае в 1000 гривен «чистыми».

И, вообще – ну в какой сфере вы видели работу абсолютно без брака? В запчастях «ВАЗов» процент «халтуры» – по собственному признанию боссов из Тольятти – доходит до 10%. Да и импортные авто имеют мощную службу гарантийного сервиса. Даже там может выйти из строя какая-то деталь. А тут – медицина, наука по определению, не «точная», а гуманитарная…

СЛУХИ О СМЕРТИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

Мой знакомый сообщил мне еще немало интересной информации – но, увы, статья не «резиновая». Но главного он таки достиг – настроение Вашего покорного слуги намного улучшилось. Оказывается – вокруг не все так плохо! Тем более, освободившаяся от гнета парализующего страха память стала услужливо подсказывать автору и другие оптимистические примеры на тему «не все так мрачно» из не-медицинских сфер.

«Студенты-журналисты не знают, как правильно пишется слово»? А в Америке, вообще-то, целые олимпиады проводятся – известное слово по буквам правильно назвать. И победителей окончательного этапа сам президент награждает – видно, не так уж их много набирается на две с лишним сотни миллиончиков населения. Кстати, последний президент СССР Горбачев тоже неправильно ударения ставил – его «мышление» с ударением на первом слоге до сих пор является предметом анекдотов. Хотя, не будь этого самого «мышления» – большой вопрос, где бы острили эти ныне очень смелые насмешники. Хорошо, если только «на кухнях», как это было принято среди диссидентов 70-х годов – а не в лагерях Воркуты, Магадана, Норильска…

Впрочем, и сейчас люди с большими звездами на милицейских погонах точно также делают ударение на втором слоге в слове «осужденный». То ли у них мода такая – то ли специфическое расстройство определенной функции коры головного мозга, отвечающей за правильное правописание и произношение. Но работают же – и слава Богу.

Вспомнилось еще, как в начале моей журналисткой карьеры, «молодой да ранний» замглавного редактора газеты (призванный на высокую должность с первого курса «журфака» за близость к генеральному партийному спонсору издания) и любивший терроризировать сотрудников за каждую мелочь, устроил мне форменную «головомойку». Это ж надо – в материале, который писался, по его же собственной просьбе, всю ночь, я ошибся на один год в дате последнего избрания на должность президента Кучмы! Дошло даже до прозрачных намеков о «неполном служебном соответствии».

А после этого разноса слушавшая все это редактор «выпускающий», намного более искушенная в издательской деятельности девушка (к тому же – супруга главреда) наедине меня успокоила. «Ну че ты загружаешься? Ну допустил фактическую ошибку, точнее – описку – ну так с кем не бывает? Прежде, чем поставить твой материал к печати – его будет проверять корректор, литературный редактор, потом еще тот, кто тебя только что отругал – и, наконец, я. И все мы деньги получаем в том числе и за проверку с коррекцией. Ты ж журналист-аналитик, твое дело – искать интересные факты, сопоставлять, объяснять их – да так, чтобы было интересно. Поскольку же делаешь ты это пока неплохо — отдельные мелочи-недоработки в грамматике, стилистике и даже в «фактаже» тебе прощаются. И, вообще, кадровые вопросы в редакции решаются не твоим «критиком»…»

 «В СТРАНУ — НЕ ДУРАКОВ – А ГЕНИЕВ…»

Современные студенты не читали «Скотный двор» Оруэлла? Ну так эта вещица была особенно популярна в «перестроечное» время – когда народ усиленно боролся с «коммунистическим тоталитаризмом». Ныне же крылатая фраза писателя: «Все животные равны – но одни равнее других», не ровен час, может быть истолкована «в огород» отнюдь не только «проклятой коммунистической тирании». А, скажем, в адрес всех наших записных «борцов за демократию», подающих «декларации», достойные «бомжей» – но при этом имеющие неизмеримо более значимые и права, и деньги, нежели «горячо любимый» ими народ. Чего ж удивляться, если в школе, курируемой такими «слугами народа» акцентировать внимание на этих вещах не принято?

Я вот, кстати, ни Маркеса, ни Паоло Коэльо не читал. Больше люблю фантастику, фэнтези и прочие «неэлитарные» вещи. Но в школе на республиканскую олимпиаду ездил – еще и по окончании золотую медаль получил, первым за 6 лет перерыва в таких «медалистах». Хотя, конечно, по школьной программе всю что украинскую, что русскую «классику» прилежно прочел в оригинале, а не по «хрестоматии».Так что, мне себя к «позорному столбу» с табличкой «образованец» привязывать?

И потом – давайте подумаем, сколько студенческих мест было в годы СССР, и сколько – сейчас? Дипломы ныне пекутся, как пирожки, найти «просто институт» труднее, чем иголку в стоге сена – вместо них сплошные «университеты» и «академии». Даже если они расположены в каком-нибудь «райцентре Ухрюпинске». Да сами дети, что — в массе своей сильно умнее стали?

Но так ли уж это и важно? Билл Гейтс, бросил ВУЗ на втором курсе все равно стал мультимиллиардером. И, вообще, почему в стабильно ругаемой за «самое плохое образование» Америке самый высокий уровень жизни? Видимо, и вызвавший к жизни крылато-ироничную пословицу: «Если ты такой умный – почему тогда такой бедный?»

Да просто «страна тотальных гениев» еще менее востребована эволюцией, чем «страна тотальных дураков». Потому как гении требуют и адекватного уровня уважения, влияния, материального благосостояния. Но в каждом народе есть «прослойка» (или верхний слой), который принято называть «элитой». В СССР наивно думали, что достаточно дать всем равный доступ к культуре и образованию – и все станут поголовно «аристократами духа». Не получилось – причем, не только у нас. Культура, брошенная в массы, превратилась из «культуры с большой буквы» в «масс-культуру». Об этом еще Ортега-и-Гассет вскользь писал. Вот и получилось, что телеканалы «Культура» транслируются преимущественно со спутника, имея крайне низкий рейтинг – не в пример разным там «Домам-2»

Ну так что в этом смертельного? Что, древняя Греция, средневековая Италия, дореволюционная Россия вошли в историю своими «рабами», «цехами» и «крепостными»? Да нет – их «визитной карточкой» стали совсем другие люди. Платон и Фидий; Леонардо да Винчи и Данте; Пушкин и Достоевский – другие неназванные за браком места представители тогдашней «элиты».

Страшно, не тогда, когда большую часть социума представляют «дураки» – на самом деле, вполне нормальные среднестатистические люди. Страшно, когда у этих обычных людей почти исчезает «чутье», инстинкт выбора истинной «элиты», а не мимикрирующих под нее ничтожеств. Тогда действительно, шансов у народа, оставшегося без «соли земли, вследствие чего земля теряет силу» мало. Разве что утешаться без сомнения умной мыслью, что «каждый народ заслуживает того правительства, которое им управляет»…

Источник: Обозреватель

  • 87
  • 20.12.2009 09:09

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода