Российские любовницы и революция

Читати цю новину російською мовою
Российские любовницы и революция
Быть влиятельной державой, а тем более неоимперией тяжело. Нужно производить слишком много «вкусных конфет», чтобы регулярно покупать соседей. Или постоянно тренировать дубинку (что, между прочим, тоже недешево). Но понты всегда стоят …

Быть влиятельной державой, а тем более неоимперией тяжело. Нужно производить слишком много «вкусных конфет», чтобы регулярно покупать соседей. Или постоянно тренировать дубинку (что, между прочим, тоже недешево). Но понты всегда стоят дорого. А Россия – наша новая/старая любовница номер 1 – очень любит понтиться. И у нее это получается. За последние годы Россия почти на корню скупила полит/элиты Германии, Франции, Италии; мытьем-катаньем сломала страны Балтии; смутила Польшу. Сейчас – любовный ренессанс в российско-украинских отношениях. Правда, кое-кто от российской геополитической любвеобильности может получить очень даже хорошие дивиденды. Не прямые, но парадоксальные. Большая геополитика – всегда анекдотична, парадоксальна, неожиданна.

Так вот, не было счастья, так несчастье помогло. Я о белорусах. Вернее… о белорусских альтернативных политических группах. Лукашенко (тамошний бессменный президент на протяжении 16 лет) был прав, когда категорически не желал победы на украинских президентских выборах 2010 года Виктору Януковичу. Публично, конечно, он помалкивал. Но вот в глубине души, буквально, испереживался весь. А почему? А потому, что интуитивно понимал, что быстро и разгромно проиграет Виктору Федоровичу в конкурентном состязании за дармовую/имперскую российскую любовь.

А что такое «эта самая любовь»? Правильно: сырье, инвестиции, совместные предприятия, стратегические союзы. Именно это и происходит сегодня на наших глазах. Александра Григорьевича в Россию даже на задворки приглашать не хотят. Слишком одиозен, неопрятен, хамоват и бесполезен. Такой себе, ситуативный изгой. Нет, совместные программы по-прежнему актуальны – нельзя ведь просто так выкинуть коту под хвост десятилетку мощной сырьевой и рублевой накачки белорусской экономики. Но «по Лукашенко» у всех российских полит/групп и прочих штатных политологов уже сформировался некий негласный негативный консенсус: «этот человек всегда врет!» А вот с Януковичем эти же субъекты целуются просто вусмерть. За парочку месяцев шесть встреч на высшем уровне с сенсационными итогами на выходе. Протокольных поручений Кабминам двух стран выдали столько, что впору говорить о фактическом воссоздании «единого экономического пространства России и Украины».

И пока что сотрудничество идет по нарастающей. Что же происходит в любовном / не любовном треугольнике Украина-Беларусь-Россия? И что произойдет с психикой Лукашенко А.Г. в самое ближайшее время? С психикой того самого «успешного президента», который на самом деле (только не надо лирики) привык паразитировать на чужом кредитно-сырьевом добре. И что будет с «белорусским экономическим чудом» дальше, когда соседские рынки закроются, а российскую нефть никак не заменишь венесуэльской или азербайджанской?

Сразу скажу главное: Беларуси несказанно повезло. Россия (Кремль, Белый дом, политпартии, ГосДума etc) намертво, неистово повторно влюбилась в Украину. На столах уже лежат обширные программы сотрудничества с детально прописанными механизмами. Бесконечные инициативы, исходящие от сановных россиян (особенно впечатляют экспромты Владимира Путина). Обстоятельные комментарии Дмитрия Медведева относительно новых двухсторонних возможностей. Новый межгосударственный договор по Черноморскому флоту и его базе в Крыму. Новый скидочно-рефлексирующий «газовый договор». Перечень протоколов по немедленному созданию совместных предприятий едва ли не во всех сегментах экономики – судостроение, авиастроение, разработка и внедрение высокотехнологичных вооружений, металлургические производства, энергетика, телекоммуникации, перечисляйте дальше по списку. Потребительские рынки начинают быстро присасываться друг к другу, отказываясь от политически/детерминированных «протекционистских барьеров».

 

Гуманитарное сотрудничество буквально прет со всех щелей – совместная просоветская ревизия истории, совместные школьные программы, унификация учебников, программы студенческого обмена. Россия – во всех ее человеческих и пропагандистских проявлениях – искренне захлебывается от восторга. «Украина наша!» Чего в этом больше – моральной компенсации за провалы во время «войны против оранжевых и Ющенко» или же предвкушения глобального постимперского триумфа – пока неважно. Но вот, о чем уже наверняка можно говорить, так это о том, что Украина заняла ключевое, сердцевинное, единоличное место во внешнеполитических (на постсоветском пространстве) увлечениях России. Вернувшаяся любовница. Восстановленная доминанта. Покаявшаяся грешница. Джокер в глобальной игре России. И где в этих раскладах Лукашенко с его палеными предложениями по максимально завышенным ценам? А с другой стороны, что такое «Лукашенко» (персона, но не страна Беларусь) без российского сырья, без российского рубля, без российской кредитной помощи и без российской поддержки на глобальных рынках?

Очевидно, что подобная «русско-украинская» любовная романтика протянется год/полтора.

Два — от силы. Потом вернутся мрачные будни. «Ты где был? Почему натовская помада на воротнике? Зачем тебе американские инвестиции в энергетику? Атомные станции только на наших ТВЭЛах!» Появятся трения по глобальным и ситуативным вопросам. Начнутся критические недопонимания. Возникнет желание посчитать все прагматично. По большому счету, команде Януковича тоже слишком близкое и даже родственное единение с россиянами не очень-то и нужно. Ведь в этом случае, она (команда) теряет некоторую самостоятельность (в той же энергетике, где у команды очень даже большие личные аппетиты), сужается поле для маневра, сокращаются самостоятельные игры на прочих внешних рынках. Но осознание этого наступит еще не скоро. А за это время Россия, кинувшая на «украинский фронт» обильный пропагандистский ресурс, большие деньги и огромное количество аналитиков-юристов, экспертов-логистиков, попытается полностью перестроить свой, так называемый, западный ценностно-транзитный коридор. И накрепко закрепиться в новой Украине.

И что все это означает для Беларуси? Далеко не праздный, а очень даже многообещающий «трансформат». Как ни парадоксально, стремительная переориентация Россия с большой белорусской любви на большую украинскую сулит… сплошные позитивы. Нет, разумеется, для гражданина Лукашенко А.Г. это будут исключительно объемные и обидные минусы. А вот для государства «Республика Беларусь» только плюсы. Поясню. Во-первых, раньше Россия считала, что у нее есть только один лояльный (политически, идеологически, но не только экономически) транзитный коридор на Запад. Через Беларусь. С Украиной все было очень сложно – постоянные войны, регулярные конфликты, нестабильность. По большому счету, россияне (ни при Кучме, ни тем более при Ющенко) не могли выстраивать какие-то среднесрочные и долгосрочные стратегии в Украине. А потому и терпели … белорусского «сукина сына, но нашенского». Иногда (всегда) пропускали мимо ушей грубые, оскорбительные высказывания Лукашенко. Платили … своеобразную дань А.Г.

А что теперь? Быстро закладывается куда более мощный и куда более лояльный коридор – южный. Украинский. И уже одно это резко снижает ценность любого партнерства с Беларусью. И особенно с гражданином Лукашенко А.Г., отличающимся весьма грязным языком. Само собой, россияне не захотят отпустить Беларусь полностью в автономное плавание. Вложены большие инвестиции. Есть перспективные отрасли. Опять же – транзит (пусть и скромный) никто не отменял. В том числе и в балтийском направлении (между прочим, россияне тихой сапой очень даже активно уже работают в странах Балтии, имея там мощные лоббистские группы). Но отныне их совершено не интересует такой субъект как Лукашенко А.Г. Его благосостояние или его постпрезидентское будущее. Усидит (за собственный ресурс) – так усидит. Очередные выборы/пересамоназначение Лукашенко пройдут в конце этого или вначале следующего года.

Но, так или иначе, этот «субъект» отныне будет платить за все и по самым высоким тарифам. Спрыгнет куда-то – его дело. Если не будет должен российским олигархам — отпустят. Хотя, помнится, А.Г. позволял себе личностные выпады против Владимира Владимировича из разряда «не прощаемых и не имеющих срока давности». И коль он уже будет не президент… Так или иначе, но отныне искрометные и глупейшие заявления Лукашенко будут получать крайне жесткую и практическую «ответку». Тарифы, цены, границы, отказ от поддержки на внешних рынках. Ведь теперь всем этим зиц-проектам – «Союзное государство» и «таможенное пространство на равных» – есть веская альтернатива. И разве многолетний донор (Россия) не может спросить у жадного и ненасытного реципиента (Лукашенко) следующее: «любезный дружок, ты сладко жрешь с наших корыт (как сам субъект АГ. любит выражаться в чужой адрес), пьешь наше углеводородное сырье, вволю дышишь нашим газом и позволяешь себе выливать ушаты дерьма на головы донорам! Не хватит ли наглеть?

И не пора подставлять свое причинное место под окончательный расчет?» После чего, и я в этом нисколечко не сомневаюсь, Лукашенко начинает свой традиционный моноспектакль с выходом на бис: «мы ж вам, родные браты, коридоры тут транзитные обустраиваем, базы военные унавоживаем, а главное – вместе государство советское, казарменно-лагерное восстанавливаем». В ответ – иронический смешок Путина, равнодушная отмашка Медведева и лошадиное ржание Жириновского. Нынче же все иначе: у россиян новый любимец, с которым они восстанавливают былую империю. Украина. Теперь это (Украина) и идеологический, агитпроповский дивиденд для внутреннего пользования россиян. И экономический дивиденд для внешнего торга.

Во-вторых, за переориентацией российской любви на украинский манер, лопнет и еще один пузырь. Европейское «Восточное партнерство». Нет, идея останется. Там уже полно бюрократов, которые зарабатывают и пишут бумаги. Но в той части, которую «Восточное партнерство» предполагало для Беларуси – оно умрет наверняка. Зачем? Никакой больше либерализации режима Лукашенко. И никаких гуманитарных программ для воспитания Макея (главы президентской Администрации в Беларуси).

О чем я? Да все о том же: у «восточного партнерства», за которым стояли энные европейские лоббистские структуры, созданные, в том числе и при соучастии (неформальном) российским переговорщиков и российских же денег, была особая цель на белорусском направлении. Несколько стабилизировать лукашенковский режим, сделать его чуть мягче и менее одиозным, менее раздражающим для тех же евро-медиа и более управляемым из внешних источников. Деньги ведь любят тишину. Идея была проще простого – гарантировать стабильность северного транзитного коридора (Беларусь). На фоне постоянных войн в южном транзитном коридоре (Украина). Как я уже сказал, сегодня в этом уже нет никакой нужды.

Россия развернула новый фронт – украинский. Туда же перешли интересы ее очень близких и очень доверительных европейских партнеров — Германии, Италии, Франции. Не зря, наверное, именно эти страны очень даже тепло встречают все «украинские инициативы» россиян. А потому ценность «восточного партнерства» теперь только в одном – хорошо обустроенные границы и фильтрационные лагеря для мигрантов. На это пойдут хорошие деньги. На остальное — нет. А что такое «остальное» применительно к Беларуси? Правильно, под шумок общих бюрократических обсуждений, чтобы поддерживать стабильность и незаметность (для евро-медиа, повторяю) РБ и стабильность «транзитного гаранта» Лукашенко – выделяем 100 миллионов (абстрактно) на границы, а 1 миллион на третий сектор.

Чтобы фиговым просветительством занимались и не решали серьезных (политических, революционных) задач и чтобы не привлекали лишнего внимания к уродливой физиономии «транзитного гаранта.

Именно поэтому, сегодня у Беларуси появился шанс. И кремлевский переформат с тарашкевицы на галичаницу – большое благо для белорусов. С одной стороны, Лукашенко окончательно (и это уже стопроцентно и безвозвратно) ушел из сферы теневой поддержки россиян. С другой стороны, Беларусь окончательно выпала из большой глобальной игры. Акценты и интересы сместились южнее.

Но тут маленькая и очень приятная ложка меда: Беларусь стала резко интересной для локальных игр и для транснациональных корпораций. И для европейских политических групп (кои часто играют по совместительству роль лобби для тех же транснационалов), которые не втягивались в белорусскую игру, пока там виднелись фигуры Меркель, Берлускони, Путина, Саркози. А нынче  — иное дело. Страна отдана сама себе. Страна может устраивать любые революции и перевороты. Главное – быстро и профессионально. А может просто зачистить Лукашенко в судебном порядке. Страна может искать деньги на большую политику. Отсюда ключевой (крайне позитивный) вывод: в ситуации, когда ценность Беларуси для России нулевая, а для Европы (лоббистских групп пророссийской направленности) тем более, Лукашенко остается абсолютно раздетым. «Голый король при странных наследниках!» Оппозиция же получает шанс договариваться с локальными (европейскими, российскими) полит-бизнес  — группами и привлекать хорошие политические инвестиции. Пора просыпаться, ребята. Такие вот парадоксы большой и глобальной политики…

Источник: Обозреватель

  • 47
  • 04.06.2010 20:02

Коментарі до цієї новини:

Останні новини

Головне

Погода