Британские тюрьмы переполнены душевнобольными людьми
Читати цю новину російською мовоюОдних арестовывают за странное, беспорядочное поведение в общественных местах, другие ради удовлетворения своих пристрастий совершают мелкие правонарушения. Некоторые просто забывают или не хотят пить прописанные им препараты и теряют контроль над собой.
Представьте себе, что вы никогда не совершали преступлений, и даже в мыслях у вас никогда не было нарушать закон, но при этом однажды вы оказались в «обезьяннике» полицейского участка, где проведете всю ночь. Вы растеряны, вам страшно, вы ждете суда за преступление, о совершении которого вы вообще ничего не помните.
Согласитесь, подобного рода «приключение» для большинства людей, мягко говоря, малоприятно. А для людей с нарушениями психики это может стать настоящим кошмаром.
В Великобритании люди с психическими отклонениями нередко попадают в горнило судебной системы и это, в свою очередь, приводит к значительному ухудшению их состояния.
«Очень часто это случается с людьми, страдающими депрессией, душевным расстройством или с наркоманами. Одних арестовывают за странное, беспорядочное поведение в общественных местах, другие ради удовлетворения своих пристрастий совершают мелкие правонарушения. Некоторые просто забывают или не хотят пить прописанные им препараты и теряют контроль над собой. За это их тоже арестовывают», — объяснила bbcrussian.com эксперт по вопросам судебной медицины Джесси Гелигер-Майклс.
Задача Гелигер-Майклс состоит в том, чтобы довести до сведения суда, если кто-то из подсудимых страдает психическим расстройством. На основании ее доклада судья решает, выносить ли обвиняемому приговор в обычном порядке или же передать его в руки специальной медицинской службы, находящейся вне судебной системы.
90 процентов
Я сижу один в камере, здесь очень холодно. Я не хочу, чтобы меня избили или порезали. Не понимаю, чем я все это заслужил. Мое преступление состоит в том, что в течение нескольких секунд под воздействием препаратов я вел себя неадекватно
Из предсмертного письма осужденного Ричарда
Вместе с тем, в Великобритании содержащиеся под арестом люди далеко не всегда могут рассчитывать на услуги специалистов. Не во всех учреждениях предварительного заключения проводится осмотр на выявление душевнобольных. Поэтому часто при вынесении приговора людям с нарушениями психики состояние их здоровья не принимается в расчет.
По статистике, около 90% заключенных в Британии страдают психическими растройствами. Некоторые судебные органы, в частности Высший суд, называют отношение британской судебной системы к душевнобольным «ужасным и неприемлемым».
Общественный резонанс вызвало расследование обстоятельств смерти украинца Алексея Барановского, который просто истек кровью в одной из тюрем Варвикшира в 2006 году.
Осужденный за квартирную кражу Барановский отбывал последние месяцы своего семилетнего срока и всячески просил власти не депортировать его обратно на Украину. Чтобы привлечь внимание к своей проблеме, он нанес себе телесные повреждения.
Расследование показало, что хотя заключенный Барановский и находился под особым наблюдением, как человек, имевший склонность к самоубийству, ему все же не было оказано необходимой психиатрической помощи и к его ситуации отнеслись без должного внимания.
Между тем, специалисты признают, что смерть Алексея Барановского в тюрьме не является чем-то необычным. В 2008 году в британских тюрьмах было зарегистрировано 61 самоубийство и более 23 тысяч случаев членовредительства. Всего в тюрьмах содержатся около 82 тысяч человек.
За решеткой им не место?
Должен ли был Алексей Барановский вообще сидеть в тюрьме?
В популярных британских таблоидах о признанных виновными преступниках нередко пишут, используя выражения «психопат» или «больной на голову»
Специалисты по психиатрии уверены, что тюрьма – не место для людей с психическими отклонениями, даже если их вина в совершении преступления доказана в суде.
По их мнению, тюремное заключение влечет за собой последствия не только для самого осужденного, но и для судебной системы в целом.
«Конечно, обвинение будет настаивать, что коль скоро обвиняемый в состоянии предстать перед судом, то ему можно выносить любой приговор. Защита, в свою очередь, скажет: » [Подсудимый] не хотел никому причинить вред, он даже не понимал, какие последствия могут быть у его действий», — считает адвокат Алфедж Белл.
Между тем, в общественном сознании понятия „уголовное преступление“ и „психическое заболевание“ часто переплетаются. В британских таблоидах о признанных виновными преступниках нередко пишут, используя выражения „психопат“ или „больной на голову“.
Возможно, непонимание того факта, что преступление, совершенное больным человеком, не было бы им совершенно, будь он в нормальном психическом состоянии, и является причиной нежелания судей предавать обвиняемых в руки врачей-специалистов.
Самоубийство в тюрьме
Правительство предпринимает попытки сделать так, чтобы осужденные с психическими отклонениями отбывали наказание не в тюрьме, а на общественных работах, находясь при этом под наблюдением врачей. Однако для многих эта реформа воплощается в жизнь с большим опозданием.
Мать Ричарда, умершего в тюрьме, рассказала, что проблемы начались во время его учебы в аспирантуре. Врачи поставили ему диагноз шизофрения, он проходил курс лечения в клинике, а потом был арестован.
„Его восхищало всякое оружие, и завораживала мысль о самоубийстве. В телефонных разговорах со своей сестрой он часто говорил ей, что застрелится. Она позвонила в полицию и попросила их забрать у него ружье. Но сделать это аккуратно полиции не удалось. Ричард оказал сопротивление и дважды выстрелил. Его арестовали, отвезли в участок, а потом направили в тюрьму в Манчестере. Там ему пришлось очень нелегко, он не смог найти общий язык с другими заключенными, они плохо с ним обращались, и по 15 часов в день он проводил в одиночной камере“, — говорит мать Ричарда.
Вот выдержка из письма, которое Ричард написал накануне самоубийства (он задушил себя): „Я сижу один в камере, здесь очень холодно. Я не хочу, чтобы меня избили или порезали. Не понимаю, чем я все это заслужил. Мое преступление состоит в том, что в течение нескольких секунд под воздействием препаратов я вел себя неадекватно. Вся система наказания нацелена на то, чтобы сломать человека, а изоляция – это вообще кошмар“.
Наличие или отсутствие психиатрической помощи в тюрьмах сказывается не только на заключенных и их семьях. По мнению представителя аналитической группы по вопросам психиатрии Шона Даггана, эта проблема касается всего общества.
„Мы все хотим, чтобы криминала в нашей жизни стало меньше. Существует прямая связь между улучшением работы психиатрических служб и снижением преступности“, — говорит Дагган.
Брид Хиггинс
Русская служба Би-би-си
Этой статьей Русская служба Би-би-си продолжает проект „Душевное здоровье“, приуроченный к 10 октября — Всемирному дню психического здоровья. Следите за нашими публикациями.
Источник: Власти.нет
- 57
- 12.10.2009 08:08
Останні новини
Головне
Киев |
Коментарі до цієї новини: